PDF-версия статьи |
Образование – это самовоспроизводящаяся система. Системно-дифференцированные от внешней среды части – структуры образовательного процесса – постоянно циклически общаются, находятся в процессе постоянного соотнесения, самосогласовывания подсистем в элементарных и более сложных коммуникативных операциях, т.е. реферируют сами с собой. Следовательно, образование – это самореферентная коммуникационная система. Коммуникация взаимодействия в образовании обусловлена конкретной необходимостью, т.е. подчиняется определенной цели – процессу передачи знаний.
Кроме того, образование – это и самовоспроизводство коммуникаций. Традиционное понимание коммуникации редуцирует это понятие к восприятию информации. Информация – это некоторый механизм упорядочивания комплексности, или дифференциация, производящая дифференциацию. В более широком понимании, коммуникация – это акт отбора тех или иных возможностей, в котором присутствует как редукция, так и контингенция комплексности.
Коммуникация – это динамическое понятие. В общем случае – это не просто передача информации, а передача инфоформ. Инфоформы могут быть опознаны только через самих себя. Если у субъекта нет культуры распознавания, нет механизмов дифференциации, то никакая передача чего-либо (знаков, слов) не поможет вступить в коммуникацию.
Таким образом, коммуникация – это, в первую очередь, механизм настройки, согласованности, соединяющий, создающий общность, согласованность между субъектами общения. С этой точки зрения, понимание как результат коммуникации или, говоря шире, знание – это адекватность – устойчивая и воспроизводимая согласованность познающего и познаваемого как в разовых коммуникативных операциях, так и в синергетических, множественных коммуникативных взаимодействиях.
Образование – это конструирование и воспроизводство смыслов. Смыслы не могут появиться поодиночке. Они всегда в какой-то, чаще всего очень сложной структуре. Большое их количество может быть наслоено на вещах и словах, либо они вообще могут отсутствовать. Такова особенность культурной ситуации и реалии анализа процесса образования.
Исходя из фасцинации и пертинентности целевой аудитории, образование выстраивает свою релевантную коммуникацию так, чтобы она работала в рамках данной структуры. В этом случае коммуникативная система даст высокий результирующий эффект, и коммуникация получит необходимую энергоинформационную подпитку со стороны самого образования.
Традиционный образовательный процесс можно рассматривать как систему коммуникаций, имеющих разные функции, статусы, потребности и ценности. Можно сказать, что образовательный процесс представляет собой коммуникацию «преподаватель – студент», оформленную в рамки изложения преподавателем и приобретения студентом определенного объема знаний.
Преподаватель в этом случае не столько звено в цепи передачи информации, сколько «узел» путей информации, он не столько преподает, сколько помогает найти тот источник информации и предлагает метод его изучения. Все вышесказанное принимает особый смысл при переходе к дистанционному обучению. В этом случае распределение ролей между преподавателем и студентами как между организатором и участниками множественной коммуникации ставит преподавателя перед проблемой точного выбора способа организации коммуникации посредством доступных средств, во время которой комментариями и указаниями он фактически управляет ходом образовательного процесса. Ответственность преподавателя меняет свою направленность: если прежде преподаватель отвечал за точный подбор содержания и лишь потом за способ его передачи, то теперь для него основной задачей становится выбор методов, с помощью которых студенты будут осваивать содержание.
ОПУБЛИКОВАНО
Ивушкина Е.Б., Лантратов О.И. Информационно-коммуникативные процессы и образование. // Современные проблемы науки и образования - 2011.-№6. (приложение "Философские науки"). - C. 5