Приложение к журналу
«Современные проблемы науки и образования»
ISSN - 1817-6321


PDF-версия статьи Титульная страница журнала PDF-версия статьи
К ВОПРОСУ ОЦЕНКИ ЗНАЧИМОСТИ ОСНОВНЫХ ФАКТОРОВ РИСКА ОТКЛОНЕНИЙ В СОСТОЯНИИ ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ

Ижевская государственная медицинская академия


Здоровье и общественное поведение родителей на 90-100% определяет состояние здоровья их детей. В этой связи интересен социальный портрет родителей сельских школьников. В ходе проведения исследования опрос 200 родителей обследуемых детей был проведён путём заполнения анкеты закрытого типа. Возраст родителей обследованных групп сельских детей в 66,3-66,7% случаев равняется 20-29 годам. Каждая 5-6-я мать и 11-й отец на селе констатировали у себя наличие хронических заболеваний. Каждая 7-я мать и 6-й отец на селе имеют контакт с вредными производственными факторами. Более чем у 70% отцов одинаково распространено употребление алкоголя и курение. Матери достоверно реже, чем их супруги, употребляют алкоголь, хотя 23,8±3,1% на селе женщин, имеющих эту вредную привычку, по нашему мнению, достаточно большая величина. Курят гораздо реже, чем употребляют алкоголь. Образование родителей сельских школьников в основном или среднее или средне-специальное. У матерей преобладает средне-специальное образование в 51,6±3,6% случаев. Отцы сельских школьников имеют преимущественно средне-специальное и среднее образование. Социально-бытовые факторы, нарушения в соблюдении режима дня школьников, как факторы риска, возникающие и влияющие на протяжении всего периода обучения, занимают особое место. Семья имеет первостепенное значение при оценке и прогнозе состояния здоровья ребенка. В нашем исследовании большинство детей на селе воспитывалось в «полных» семьях в 81,7±2,8% случаев. Семейную обстановку родители оценили как благоприятную в сельских семьях 55,1±3,6%, респонденты отмечали наличие конфликтов и ссор. В нашем исследовании семей, воспитывающих трех и более детей, насчитывалось на селе 23,8±3,1%. Многодетные семьи, как правило, имеют более низкие доходы в расчете на одного члена семьи. В связи с этим этот вопрос нами также был изучен. Немаловажное значение для создания благоприятной обстановки в семье имеет ее материальное благосостояние. Основная масса семей имели доход ниже прожиточного минимума и минимум, и только 18,4±2,8% на селе имели доход выше прожиточного минимума, 2/3 сельских семей, т.е. 59,5±3,6% имели доход ниже прожиточного минимума, доход в размере прожиточного минимума наблюдался у 22,2±3,1% семей. В собственном доме или в отдельной квартире проживали 96,8% сельских семей (61,0% и 35,8% соответственно). Соответственно обеспеченность жилой площадью семей была лучше в сельской местности, т.к. жилой площадью свыше 12 м2 были обеспечены 32,0±3,5 % сельских семей, площадью до 9 м2 39,5±3,7 % сельских семей. Большинство семей проживали в благоприятных микроклиматических условиях (тепло, сухо) на селе в 85,5% случаев. Благоприятную экологическую обстановку отмечают в большей степени жители сельской местности в 54,7±3,7% случаев. В числе неблагоприятных факторов окружающей среды в сельской местности в основном отмечают загрязнение воздуха, воды, шум. Рациональный, соответствующий возрастным особенностям детей режим дня позволяет чередовать различные виды деятельности, обеспечить оптимальный двигательный режим, в том числе на открытом воздухе, полноценный отдых, достаточной продолжительности сон, что способствует нормальному росту и развитию детей. В период от 6 до 17 лет основной нагрузкой, воздействующей на формирующийся организм детей, является школьное обучение. Учебные занятия в школе регламентируются учебным планом. Домашние учебные занятия – важное звено самостоятельной работы в процессе обучения. Большинство учеников 1-3 классов ежедневно занимались выполнением домашнего задания от 1 до 2 часов. Продолжительность выполнения домашних заданий в 1-м классе (со второго полугодия) соответствовала рекомендуемой до 1 часа у 33,8% сельских детей. К 4 классу процент детей, укладывающихся в норматив, возрастает. Активный отдых на воздухе является мощным оздоровительным фактором. Общая продолжительность пребывания на воздухе должна составлять в младшем школьном возрасте не менее 3-3,5 ч. В современных условиях перегрузки школьников чаще всего нарушается именно этот компонент режима дня: сокращается время пребывания на открытом воздухе, снижается двигательная активность. Данные нашего исследования подтверждают имеющиеся нарушения. Только у 15,1% сельских школьников продолжительность прогулок на воздухе соответствует рекомендуемой. Таким образом, установленные факторы риска позволили разработать систему мер первичной профилактики и внедрить их в деятельность сельских и городских образовательных учреждений.

ОПУБЛИКОВАНО

Иванова М.К., Караваева Т.Ф. К ВОПРОСУ ОЦЕНКИ ЗНАЧИМОСТИ ОСНОВНЫХ ФАКТОРОВ РИСКА ОТКЛОНЕНИЙ В СОСТОЯНИИ ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ. // Современные проблемы науки и образования - 2011.-№6. (приложение "Медицинские науки"). - C. 17