Приложение к журналу
«Современные проблемы науки и образования»
ISSN - 1817-6321


PDF-версия статьи Титульная страница журнала PDF-версия статьи
Модельный метод в судебной лингвистической экспертизе (на примере автороведческой экспертизы)

ГОУ ВПО "Кемеровский государственный университет"


Первой важной задачей автороведческого исследования по экстремистским материалам является ответ на вопрос о том, может ли конкретный распространитель быть одновременно создателем распространяемого им произведения. Следовательно, ключевым методом экспертизы является метод моделирования языковой личности.

Тактика экспертного доказывания идентичности/неидентичности личности автора произведения и его распространителя будет сводиться к установлению творческой способности (неспособности) распространителя создать распространяемый им текст. Означенная творческая способность складывается из таких характеристик, как культурный уровень, языковая компетенция, социально-культурная принадлежность, а также личностная оригинальность. Следовательно, автороведческое исследование призвано охарактеризовать автора не как человеческого индивида (относящегося к определенному полу, говорящего на определенном диалекте), но как личности, находящейся на определенной стадии своего социально-культурного развития. В этом состоит существенная особенность автороведческой экспертизы в контексте следствия по проявлениям экстремизма.

Языковая компетенция человека складывается из широты его словарного запаса, умения пользоваться паремией (народными пословицами и поговорками), умения вводить в свою речь фразеологию. Показательным фактором будет широта использования в речи книжных клише, а также книжных знаков препинания (многоточие, двоеточие, точка с запятой).

Культурная принадлежность – это приобщенность человека к определенному социальному, профессиональному сообществу (среде рабочих или интеллигенции, врачей или экономистов и т. п.). Культурная принадлежность обнаруживает себя в специфическом мировоззрении и языке. Так, врача может выдать несколько прохладное отношение к физическому страданию человечка, его смерти; но при обсуждении безработицы или низкой оплаты труда врач может проявить эмоциональность. Экономист, напротив, будет испытывать сакральный трепет перед категорией человеческой смерти; но на безработицу посмотрит без агрессии – как на экономическое явление, закономерное в сложившихся условиях. Профессиональную и социальную принадлежность человека выдает терминологический аппарат, прорывающийся в речь даже в ситуациях, не связанных с профессиональной деятельностью.

Специалист-авторовед способен квалифицированно охарактеризовать автора исследуемого произведения по описанным личностным параметрам. Аналогичное заключение может быть сделано по результатам наблюдений за речью и поведением задержанного распространителя. Сравнительное исследование ответит на вопрос о том, способен ли распространитель создать распространяемый текст. Автороведческое исследование описанного типа поможет доказательно оправдать (или обвинить) распространителя по дополнительному пункту авторства.

У следователя, как правило, возникнет вопрос о том, можно ли вообще основывать выводы об авторстве на показателях культурного уровня, насколько полно возможно сымитировать рассмотренные личностные характеристики языковой компетенции и социо-культурной принадлежности. Этот вопрос требует рассмотрения.

Профессиональную или социальную принадлежность сымитировать действительно можно, хотя и непросто. Имитатору необходимо ознакомиться с профессиональной терминологией или социальным жаргоном, но этого мало. Необходимо усвоить особый стиль речи, свойственный социо-культурной группе: систему оценок, логических стереотипов при построении текста, наконец – типовой синтаксис. Последние характеристики трудноимитируемы, но теоретически подлог возможен.

Признаки культурного уровня и языковой компетенции имитируемы лишь относительно: только в сторону понижения. Это означает, что человек с высокими показателями культурного уровня и языковой компетенции вполне может сымитировать речь человека с низки показателями этих же параметров. Но обратная ситуация невозможна. Поэтому если у человека, молодого и малообразованного, изъяты тексты социально-политического содержания, к тому же талантливо написанные, то авторство задержанного юноши заведомо маловероятно.

Литература

Вул С. М. Теоретические и методические вопросы криминалистического исследования письменной речи (методическое пособие). М.: МЮ СССР, 1977.

Леонтьев А. А., Шахнарович А. М., Батов В. И. Речь в криминалистике и судебной психологии. М.: Наука, 1977.

Комиссаров А. Ю. Криминалистическое исследование письменной речи. М.: ГУ ЭКЦ МВД России, 2001.


ОПУБЛИКОВАНО

Осадчий М. А. Модельный метод в судебной лингвистической экспертизе (на примере автороведческой экспертизы). // Современные проблемы науки и образования - 2011.-№6. (приложение "Филологические науки"). - C. 5