PDF-версия статьи |
Уже ни для кого не секрет, что подрастающее поколение не хочет читать. Ни детективы, ни сказки, ни приключения, ни фантастика не привлекают внимания большинства сегодняшних детей. Юность голосует за «видик-телек». Это понятно! Информация «в картинках» воспринимается проще и быстрее. Увы! Мы пожинаем горькие плоды воспитания «видеоняней». Читать дети не хотят! В школе такие дети сталкиваются с различными проблемами: плохая скорость чтения, пропуски букв при письме, домашние задания, которые приходится выполнять до полуночи. И это ещё полбеды! Психологи говорят о том, что поколение детей, выросшее без книг, страдает не только интеллектуальным, но и эмоциональным недоразвитием. Им неведомо чувство сопереживания другому человеку, они плохо различают оттенки эмоций и не умеют общаться со сверстниками. И ещё один аргумент в пользу чтения. Социологи и культурологи прогнозируют, что в недалёком будущем не модель домашнего компьютера и мобильного телефона, а именно, знание современной и классической литературы станет предметом престижа в подростковых компаниях. Мы же не хотим, чтобы наши дети были изгоями, неуместными и нежеланными в «приличном обществе». Поэтому нужно потрудиться сделать книгу другом ребёнка.
Если вы хотите, чтобы ваш ребёнок читал, надо, чтобы рядом с ним был читающий родитель. А ещё лучше – читающий вместе с ребёнком родитель. По статистике только 7% российских семей читают книги детям, для сравнения – в 70-х годах этот показатель составил 80%. Если ребёнок видит, как взрослые каждый день с удовольствием берут в руки книги, газеты, журналы, смеются над прочитанным, обсуждают то, что прочитали, то он, по меньшей мере заинтересуется тем, что же им так нравится.
Не нужно устанавливать для ребёнка каких-либо «нормативов». Будьте хитрее. Объём прочитанного за день будет зависеть от количества «подходов» к книге.
Один из главных способов сделать чтение частью жизни ребёнка – превратить его в ритуал, в привычку. И если ребёнок привыкнет читать перед сном, или пока мама готовит ужин, то чтение не будет вызывать лишних вопросов. Так же, как не вызывает вопросов необходимость, например, чистить зубы.
Если ребёнок научился бегло читать, это не значит, что вам следует прекратить сеансы семейного чтения вслух. По результатам исследований, ребёнок, которому ежедневно читают вслух, задаёт по содержанию книг 10-15 тыс. вопросов в год и получает столько же ответов. Это делает книжный мир ребёнка ярче и многообразнее. Ребёнок получает больше положительных эмоций от общения с книгой.
Разговаривайте о прочитанном так, чтобы ребёнок чувствовал себя умным и понятливым.
Читая вслух для детей, по-разному озвучивайте героев книги, будьте смешными, делайте интригующие паузы, чем больше вы входите «в роль», тем интереснее ребятам будет следить за сюжетом. И при самостоятельном чтении им наверняка захочется устроить подобное «шоу» для родителей.
Детям не хочется дома сидеть за каким-либо подобием парты. Создайте антураж вальяжности и праздности: разрешите ребёнку забраться с ногами на диван и не только с книгой, но и с яблоком, например. Такое вкусное и приятное чтение превратится в один из вариантов досуга.
Предоставьте детям право выбора книг. Предлагайте детям читать книги, по сюжетам которых они уже посмотрели фильм. Ходите с ребёнком в книжные магазины, но преподнесите это так, будто идёте туда за книгой для себя. Дети – известные «попрошайки» и, увидев обилие книг в ярких обложках, обязательно начнут просить что-нибудь купить. Можно согласиться, взяв с ребёнка обещание, читать эту книжку каждый день. Не всякий ребёнок выполнит данное обещание до конца. Но!
На какое-то время у него возникнет сильная мотивация к чтению.
Читающий ребёнок – самый добрый символ любой нации. И пока ещё рано говорить о том, что традиции чтения могут потерять свою значимость и ценность. Сохранить любовь к книге в первую очередь дело взрослых.
ОПУБЛИКОВАНО
Домрачева С.А., Евдокимова Т.Н., Цехместрук В.В., Халевина В.А. Почему дети отказываются читать и чем это им грозит.. // Современные проблемы науки и образования - 2011.-№6. (приложение "Педагогические науки"). - C. 22