Приложение к журналу
«Современные проблемы науки и образования»
ISSN - 1817-6321


PDF-версия статьи Титульная страница журнала PDF-версия статьи
АПРОБАЦИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ОРИЕНТИРОВАННОГО КУРСА ИНФОРМАТИКИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ МВД РФ

ФГБОУ ВПО «Курский государственный университет»


Особенность профессионально-ориентированной системы подготовки по информатике в вузах МВД РФ определяет опытно-экспериментальную работу как одну из ключевых составляющих процесса разработки методики организации учебно-познавательной деятельности курсантов в процессе обучения информатике.

Целью проведенного эксперимента являлась проверка и подтверждение теоретических положений исследования о повышении эффективности обучения информатике курсантов образовательных учреждений МВД РФ, а также определение результативности использования отобранных электронных ресурсов, способствующих освоению программного обеспечения, имеющего практическую ценность в профессиональной деятельности сотрудников органов внутренних дел. В частности, проводилась проверка гипотезы о повышении качества усвоения информации курсантами при усилении фундаментального компонента содержания курса, отражающего его мировоззренческую направленность и осуществлении практической подготовки в условиях учебно-информационной среды, адекватной профессиональной среде сотрудника органов внутренних дел.

В рамках научного исследования педагогический эксперимент проводился в естественных условиях образовательного процесса Федерального государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Орловский юридический институт МВД России, Курский филиал». В ходе работы были задействованы курсанты первого года дневной формы обучения по специальности 030501.65 «Юриспруденция» (с уголовно-правовой специализацией) при обучении дисциплине «Математика и Информатика».

В ходе эксперимента исследовался интерес и отношение курсантов, а также сотрудников правоохранительных органов к освоению информационных технологий и их использованию в профессиональной деятельности. Результат, полученный в ходе проведения первого этапа эксперимента свидетельствует о том, что состояние проблемы подготовки по информатике курсантов вузов МВД РФ не удовлетворяет потребностям силовых структур в кадрах, способных компетентно применять средства информационных технологий в профессиональной деятельности и, как следствие, об актуальности проводимого исследования и необходимости разработки профессионально-ориентированного курса информатики для курсантов вузов МВД РФ.

При организации занятий по информатике экспериментальных групп реализовывался ряд элементов построенной профессионально-ориентированной системы обучения в вузах МВД РФ. В частности, использовались профессионально-ориентированные задания для программного обеспечения общего назначения, проводилась работа со специализированными программами (например, правовыми автоматизированными информационно-поисковыми системами «КонсультантПлюс», «Автопоиск», «Оружие», «Сводка», «Принятие обоснованных решений с использованием методов экспертных оценок» и др.). Кроме того, для решения правовой проблемы без дополнительных указаний применялся метод проектов, использование которого позволило проработать и оценить не только интеллектуальные навыки, но и творческие, коммуникативные, когнитивные навыки. В контрольных группах обучение проводилось без изменений в соответствии с утвержденным учебным планом и традиционным учебно-методическим обеспечением.

Итоговый контроль выполнения творческих заданий в экспериментальных группах показал, что успешно справились с заданиями 70,3 %, а в контрольных – 40 %, что на 30,3 % ниже результатов экспериментальной группы. В экспериментальных же группах 11 % курсантов показали отличный результат, около 35,1 % опрошенных дали более половины правильных ответов.

Полученные статистические данные обрабатывались путем сравнения среднеквадратического отклонения выборки двух вариационных рядов по контрольной и экспериментальной группам. Курсанты контрольных групп получают начальное представление о возможностях использования информационных технологий в работе сотрудников органов внутренних дел, но они обладают лишь отдельными навыками решения правоохранительных задач с их помощью и недостаточно готовы к профессиональной деятельности в условиях современного информационно-правового пространства. Обобщая результаты эксперимента, приходим к выводу об эффективности разработанного профессионально-ориентированного курса информатики для вузов МВД РФ. После обучения курсанты получают не только знания в области информационных технологий, но и умения результативно использовать такие технологии в своей будущей профессиональной правоохранительной деятельности.


ОПУБЛИКОВАНО

И.Е. Еськова АПРОБАЦИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ОРИЕНТИРОВАННОГО КУРСА ИНФОРМАТИКИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ МВД РФ. // Современные проблемы науки и образования - 2011.-№6. (приложение "Педагогические науки"). - C. 18