PDF-версия статьи |
И социализация, и первичный контроль традиционно осуществлялись в рамках семьи. Единство основных сфер жизнедеятельности (труда, отдыха, досуга) для членов семьи и небольшого сообщества обеспечивали условия для этого. Развитие городского образа жизни сопровождается дальнейшим разделением труда и сфер жизнедеятельности, разведением их по различным социальным пространствам. Общество оказалось в ситуации изменившихся социальных условий, для которых не сформированы механизмы социализации и первичного социального контроля.
Продолжительность и многоаспектность социализации членов семьи определялась длительное время ее образом жизни, совместной деятельностью членов семьи. Целостность воздействия нарушена отсутствием единой сферы трудовой деятельности, жизнеобеспечения, досуга - представители одной семьи трудятся и реализуют досуг в различных профессиональных, социальных группах. Совместная жизнедеятельность и взаимодействие в современных социальных условиях (и особенно – в городских) ограничена очень небольшим промежутком времени, управляемым непосредственно индивидом. Функция социализации естественным путем переходит в ту сферу деятельности, где дети преимущественно проводят свое время – учебные заведения. К настоящему времени функция социализации структурировалась – первичная социализация остается однозначно за семьей, тогда как социализация младшего члена семьи в период посещения учебных заведений (6-18 лет) во многом определяется условиями организации социального и психологического взаимодействия в учреждениях, ближайшем окружении (группа сверстников, досуговые группы, референтная группа и т.д.).
Функцию социального контроля, некогда также осуществлявшуюся семьей, берет на себя государство с помощью общих систем контроля – законодательной, исправительной, правоохранительной. Но это становится возможным только при условии реализации первичного контроля самим индивидом. В современных социальных условиях первичный социальный контроль не в состоянии осуществлять ни семья, ни государство. Общество не создало корректных и гибких систем социального контроля в условиях городской среды, возникшей сравнительно недавно. Именно отсутствие социальных механизмов контроля и управления в первичных социальных группах для городского образа жизни и одновременно цивилизационно обусловленная утрата ранее используемых механизмов определяют, возможно, увеличение количества социально дезадаптированных детей, подростков, представителей молодежи. Рост агрессивных проявлений, криминальной активности среди подростков и молодежи отмечается повсеместно. Ранее использующиеся механизмы исправительных воздействий в современных условиях массовых проявлений дезадаптации, распространенности информации о них, терпимости к асоциальным проявлениям со стороны взрослых демонстрируют малую эффективность. Современное общество осознало необходимость и активно разрабатывает инновационные механизмы социализации и первичного социального контроля, но их формирование, апробация и тиражирование, принятие в качестве социальной нормы потребует определенного времени.
ОПУБЛИКОВАНО
Плющ И.В. Цивилизационные факторы распространения десоциализации подростков и молодежи. // Современные проблемы науки и образования - 2011.-№6. (приложение "Социологические науки"). - C. 4