PDF-версия статьи |
Исследование субъектности педагога ведется через выделение ее различных эмпирических индикаторов, интегративных показателей. В работах, посвященным исследованию педагога как субъекта деятельности довольно часто используется словосочетание «профессиональная активность» (ПА), однако не дается его определения. В рамках концепции целостной активности субъекта жизнедеятельности А.А.Волочковым (2007) был разработан «Вопросник профессиональной активности учителя», но не дано определению понятию «профессиональная активность». В решении проблемы саморазвития деятельности, зависимости ее от субъекта мы занимаем позицию Пермской психологической школы, взяв за основу категорию активности как интегративного показателя субъектности (И.А.Джижарьян, 1988). Под профессиональной активностью учителя начальных классов мы понимаем меру субъектности учителя во взаимоотношениях с профессиональной сферой жизнедеятельности.
Эмпирическое исследования особенностей профессиональной активности проводилось на выборке педагогов начальных классов (N=137, возраст от 25 до 35 лет, стаж от 5 до 10 лет, пол – женский). Были использованы методики: опросник TAQ (А.А.Волочков, 2007), методика Я.Стреляу, опросник EPQ Г.Ю.Айзенка и 16-факторный опросник Р.Б.Кеттелла. Под уровнем развития ПА понимается уровень выраженности интегрального показателя ПА, в зависимости от которого из общей группы учителей были выделены 2 выборки испытуемых - с относительно низкими и высокими его значениями. В каждую из групп вошло по 51 учителю. Точки разбиения выборок вычислялись по формуле M ± 0,25*SD, промежуточные значения удалялись.
Корреляционный анализ компонентов ПА в общей группе учителей и в группах учителей с низким и высоким уровнем развития ПА показал, что ПА учителя начальных классов представляет собой целостное относительно устойчивое психологическое образование. Относительная устойчивость ПА проявляется в том, что для групп учителей с разным уровнем ПА характерна различная структурная организация ее компонентов. Структуры ПА учителей с низким и высоким уровнем ПА обладают как общими, так и отличительными чертами. Так, в обеих группах положительно коррелируют между собой регулятивный компонент с потенциалом ПА, что, скорее всего, является общим механизмом регуляции профессиональной активности через усиление мотивационной тенденции. Однако «обратная связь» между удовлетворенностью и последующей активностью, предположенная К.А.Абульхановой (1991), опосредуется уровнем ПА: видоизменение деятельности у учителя с низким уровнем ПА связано с низкой удовлетворенностью ее результатами, а у учителя с высоким уровнем ПА – с высокой удовлетворенностью.
Т-критерий Стьюдента, проведенный в группах учителей с разным уровнем развития ПА, показал, что у учителя с высоким уровнем ПА в отличие от учителя с низким выше показатели силы процесса возбуждения и процесса торможения, выше подвижность нервных процессов, он эмоционально устойчивее, решительнее, чувствительнее, у него выше самоконтроль, сила «Сверх-Я» и он более расслаблен.
Корреляционный анализ показателей ПА и разноуровневых свойств индивидуальности показал, что ПА и ее компоненты связаны с нейродинамическим, психодинамическим и личностным уровнями индивидуальности, - при этом наиболее тесная связь наблюдается с нейродинамическим уровнем.
Корреляционный анализ показателей ПА и свойств индивидуальности в группах учителей с разным уровнем ПА показал небольшое количество корреляционных связей между указанными показателями в группе учителей с низким уровнем ПА по сравнению с группой учителей с высоким уровнем ПА. Согласно Д.А.Леонтьеву (2011) для некоторых переменных, где удается дифференцировать «высокие» и «низкие» группы по показателю, также выявляется закономерность: негативные … показатели обнаруживают более густую сеть корреляционных связей с другими переменными, чем позитивные. На основе этого можно выдвинуть гипотезу, что рассматриваемые группы учителей различаются степенью детерминизма профессиональной активности свойствами индивидуальности: свойства индивидуальности выступают лишь как «возможность» по отношению к компонентам ПА у учителей с высоким уровнем ПА и как «необходимость» у учителей с низким.
ОПУБЛИКОВАНО
Краснов А.В. Особенности профессиональной активности учителя начальных классов в связи с уровнем ее развития. // Современные проблемы науки и образования - 2011.-№6. (приложение "Психологические науки"). - C. 4