Приложение к журналу
«Современные проблемы науки и образования»
ISSN - 1817-6321


PDF-версия статьи Титульная страница журнала PDF-версия статьи
Подсистема информационного сопровождения и контроля мобильности учащихся в рамках сетевого научно-исследовательского университета

Владимирский государственный университет имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых


Образование в настоящее время является важнейшей частью современной культуры не только в России, но и в мире. Главной целью современного образования является создание такой образовательной системы, которая даст возможность, как получить образование, так и пополнять знания, развиваться, самосовершенствоваться на протяжении всей жизни. Таким образом, образование должно стать непрерывным. И развитие человека в такой системе, прежде всего, будет напрямую связано с движением, а, следовательно, и с мобильностью учащихся.

Присоединение России к Болонской конвенции делает тему мобильности учащихся как нельзя актуальной. Сегодня перед образовательной системой России стоит множество задач. Одной из них является возможность сделать систему Российского высшего образования более привлекательной, которая на прямую будет влиять на академическую мобильность студентов, на выбор учебного заведения, страны для получения образования и т.д.

Развитие мобильности студентов является одним из важнейших инструментов Болонского процесса, и открывает новые возможности не только для образования, но и для формирования рынка труда.

С другой стороны, всеобщая компьютеризация влечет необходимость создания единой образовательной информационной среды, а, следовательно, и соответствующего программного обеспечения, для быстрого обмена информацией между образовательными учреждениями. Самым приемлемым каналом связи в данном случае выступает Интернет, что позволяет охватывать огромные территории, и, следовательно, гораздо большее научных и образовательных учреждений может быть включено в единую образовательную сеть.

Целью проекта является разработка подсистемы информационного сопровождения и мобильности учащихся, в рамках информационно-аналитического сопровождения сетевой научно-образовательной системы исследовательского университета. Работа выполняется в рамках аналитической ведомственной целевой программы «Развитие научного потенциала высшей школы (2009-2011 годы)».

Информационная подсистема сопровождения и контроля мобильности учащихся построена в соответствии с диаграммой процесса обучения, разработанной в рамках реализации проекта, и включает в себя основные процессы от зачисления абитуриента в ВУЗ до окончания обучения и получения диплома, включаю возможность сменить учебное заведение, посредством участия в процессе «Академическая мобильность».

Процесс обучения включает следующие этапы:

- Поступление. Зачисление студента в ВУЗ на основе вступительных испытаний, собеседований, олимпиад и т.д.

- Обучение. Обучение студента на протяжении определенного периода времени.

- Академический отпуск. Перерыв в обучении студента на определенный срок, который предоставляется при наличии серьезных причин.

- Академическая мобильность. Обучении студента по программе Академической мобильности на определенный срок в другом ВУЗе.

- Отчисление. Отчисление студента из ВУЗа при наличии серьезных оснований.

- Восстановление. Восстановление студента в ВУЗе при его отчислении, нахождение в Академическом отпуске или участвующего в программе Академической мобильности.

- Завершение обучения. При успешном обучении и сдачи выпускных экзаменов и/или квалификационной работы студенту выдается диплом государственного образца. При отчислении из ВУЗа диплом не выдается.

В процессе обучения, осуществляются переходы между этапами обучения:

- При успешной сдаче вступительных испытаний студент зачисляется в университет.

- При наличии достаточно веских оснований студенту предоставляется академический отпуск.

- При отличной успеваемости студент может принять участие в программе Академической мобильности.

- При неудовлетворительной успеваемости студент может быть отчислен из ВУЗа.

- Восстановление студента в ВУЗе для его дальнейшего обучения при выходе из академического отпуска, завершении программы Академической мобильности, а так же при отчислении студента.

Информационная подсистема сопровождения и контроля мобильности учащихся связана с базой данных «электронного деканата» содержащей информацию о структуре ВУЗа, сотрудниках, студентах и их успеваемости, учебных планах, дисциплинах и т.д.

Отличительной особенностью предлагаемого подхода является возможность определения участия студента в программе мобильности, при соблюдении условий участия (средний бал выше установленного порога): подбор подходящего университета для обучения (близкие направления обучения). Еще одной возможностью создаваемой подсистемы является подготовка сопровождающих документов для передачи в придающ


ОПУБЛИКОВАНО

Абрахин С.И., Володина Е.Н. Подсистема информационного сопровождения и контроля мобильности учащихся в рамках сетевого научно-исследовательского университета. // Современные проблемы науки и образования - 2011.-№6. (приложение "Технические науки"). - C. 30