Приложение к журналу
«Современные проблемы науки и образования»
ISSN - 1817-6321


PDF-версия статьи Титульная страница журнала PDF-версия статьи
ПРИВЛЕЧЕНИЕ ИНОСТРАННЫХ ИНВЕСТОРОВ В РЕГИОН CEMAC

Санкт-Петербургский государственный университет экономики и финансов


Экономическая политика с момента обретения независимости в регионе CEMAC варьируется в зависимости от идеологии страны. В целом, в некоторых странах, в таких как Конго, которые были связаны с бывшим Советским Союзом, существует жесткое государственное регулирование экономики. В Камеруне существует, скорее, спланированный либерализм.

Правительство стран СЕМАС фиксирует гарантированный минимум заработной платы (SMIG), которая варьируется в зависимости от отрасли. Для привлечения иностранных инвесторов, относительно низкий минимум заработной платы (приблизительно на 30% меньше, чем национальный SMIG) вступил в силу в Камеруне в зоне беспошлинной торговли Douala. Государственный сектор стран CEMAC является крупнейшим работодателем в этих государствах, поэтому установка минимальной заработной платы меньше фактического уровня есть волевое решение, основанное больше на политических соображениях. Таким образом, зарплаты на государственных и совместных предприятиях имеют большое влияние на частный сектор, не только из-за жесткости рынка труда, но также из-за развития неформального сектора и возможности для инвесторов обратиться к незарегистрированной и нелегальной рабочей силе из Западной Африки. В целом население стран СЕМАС около 40% составляет работоспособная молодежь около 30 лет.

Страны CEMAC считают, что коммуникации также являются важным фактором не только для регионального экономического интегрирования, но для привлекательности иностранных прямых инвестиций. Усилия этих стран одновременно касаются развития транспортных инфраструктур и реконструкции институциональной основы.

В конце 80-х годов страны зоны CEMAC пережили банковский кризис. Согласно генеральному секретарю банковской комиссии Центральной Африки (COBAC), из 40 банков, которые насчитывала система, 9 прекратили свою деятельность в начале 90-х. А из 31 оставшегося банка, только один соблюдал действующие нормативы, у 20 было ненадежное равновесие и 10 были неплатежеспособны.

Три фактора явились причинами кризиса: международная среда, плохое управление банками и политика кредита. Начиная с этой даты, все страны CEMAC, которые подвержены кризису ликвидности, вступают в политику экономической либерализации, с последующим открытием границ, созданием зон беспошлинной торговли и приватизации государственных компаний и полугосударственных предприятий, чему способствуют Международный Валютный Фонд и Всемирный банк.

Эти меры направлены на привлечение иностранных инвесторов и увеличение экспортных поставок в зону CEMAC, которые необходимы практически всем странам региона.

Денежно-кредитная политика зоны CEMAC работает в условиях высокого напряжения. Управление денежно-кредитной политикой принадлежит Банку государств Центральной Африки (BEAC), который должен принимать свои решения в зависимости от ситуации, наблюдаемой во всей зоне франка (механизм функционирования которого копируется с механизма зоны евро). Обменный валютный курс играет важную роль в политике открытости страны для иностранного капитала, и инвесторы всегда принимают в расчет этот фактор. Влияние обменных курсов на прямые иностранные инвестиции зависит от двух ключевых факторов: уровень обменного курса и его изменчивость.

Франк СFA связан постоянным паритетом с евро. Существует договор между странам СЕМАС и ЕС о том, что колебания валютного курса евро не отражается на национальной валюте стран СЕМАС.

Банковская процентная ставка также влияет на привлечение ПИИ. Для иностранных инвесторов, которые уже закрепились в регионе CEMAC она может быть более выгодной. Банк стран центральной Африки дает государствам возможность вмешиваться в установление процентных ставок, и некоторые государства поддерживают ее низкой в целях поощрения инвестиций:

1) Понижение краткосрочных процентных ставок позволяет ослабить ограничение в платежеспособности. Фактически это приводит к уменьшению суммы обслуживания долга для компаний, работающих в совместном предприятии с отечественными фирмами, что снижает давление на свободные оборотные средства и выплаты с прибыли.

2) Снижение краткосрочных процентных ставок может оказывать положительное влияние на накопление капитала: оно может воздействовать на долгосрочные ставки.

Таким образом, национальные правительства стран Центральной Африки крайне заинтересованы в привлечении прямых иностранных инвестиций и ведут постоянный поиск оптимальной модели взаимодействия с иностранными инвесторами.


ОПУБЛИКОВАНО

Мбен М. Ф., Пузыня Н. Ю. ПРИВЛЕЧЕНИЕ ИНОСТРАННЫХ ИНВЕСТОРОВ В РЕГИОН CEMAC. // Современные проблемы науки и образования - 2011.-№6. (приложение "Экономические науки"). - C. 18