PDF-версия статьи |
Результаты наших многолетних исследований показали, что все типы анализа обладают относительно равными возможностями для раскрытия содержания разбираемых произведений и выполняют соответствующие им педагого-дидактические функции. Опытные учителя-практики не предпочитают, один тип анализа другому, не изолируют, а по возмож-ности, в зависимости от композиционных особенностей анализируемого произведения, варьируют их. Такой справедливый вывод содержится в исследованиях Н.И. Кудряшева, Т.Г. Браже, В.Г. Маранцмана, З.Я. Рез и др.[1,2].
Любой более или менее серьезный анализ предполагает целостный подход к выдвигаемым проблемам, который полностью применим и к рассмотрению образов персонажей, становлению их характера. Анализ художественного произведения невозможен без последовательного целостного раскрытия проблем, показывающих становление характеров персонажей.
В связи с этим основной задачей любого типа анализа является освещение внутренней логики развития, главного героя в его всевозможных связях с другими персонажами. Какой бы аспект проблем литературного произведения ни рассматривался, непременно затрагиваются вопросы взаимоотношений персонажей, ибо, как уже выше отмечалось, в основе всякого произведения лежат судьбы людей.
В школе работа по изучению взаимосвязей литературных героев начинается уже с младших классов. Учащиеся находят в тексте те или иные определения (дефиниции), раскрывающие особенности характера персонажа; их внимание привлекается к социальному положению, действиям, поведению героев.
В старших классах особое внимание уделяется таким теоретическим понятиям, как типизация, персонажи, конфликт и т.д., которые призваны способствовать более углубленному анализу системы образов.
Анализ системы образов предполагает освещение следующих обстоятельств, оказывающих воздействие на формирование характера героя:
социальная среда, в которой действует персонаж, общественно-политическая ситуация описываемого периода; взаимоотношения персонажей; система сюжетных линий, показывающих жизнь и деятельность главного персонажа; его семья, бытовые условия. Эти обстоятельства способствуют выработке более глубокой, объективной характеристики героев.
Резюмируя сказанное, отметим, что при анализе художественных произведений учитель должен особое внимание уделять следующим моментам:
1. Определение роли центрального персонажа по отношению к другим героям, образующим в совокупности систему образов.
2. Определение места данного литературного героя в творчестве писателя или, еще шире, в истории национальной литературы. В этих целях можно использовать сравнительный анализ данного образа с героями других классических произведений (например, «Шуга и Раушан» Б. Майлина, «Камар-Слу» С. Торайгырова и т. д.).
Таким образом, такой разбор системы образов литературного произведения обеспечивает рассмотрение их в единстве формы и содержания. Помимо того, при рассмотрении системы образов в рамках вышеназванных проблем, полнее раскрываются познавательная, воспитательная и развивающая функции урока, тем самым решается двуединая задача развития логической мысли и художественного (эстетического) восприятия учащихся.
1.Кудряшев Н. И. Взаимосвязь методов обучения на уроках литературы. – М.,1981.
2. Браже Т.Г. Учитель как носитель гуманитарной культуры: традиции российского учительства и современность / Т.Г. Браже // Гуманитарная культура учителя. - СПб.,2002.-С.32-42.
ОПУБЛИКОВАНО
Сманов Б.У. ВЛИЯНИЕ ЭЛЕМЕНТОВ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ФОРМЫ НА РАСКРЫТИЕ ИДЕЙНОГО СОДЕРЖАНИЯ ПРОИЗВЕДЕНИЯ. // Современные проблемы науки и образования - 2011.-№6. (приложение "Филологические науки"). - C. 9