Приложение к журналу
«Современные проблемы науки и образования»
ISSN - 1817-6321


PDF-версия статьи Титульная страница журнала PDF-версия статьи
ВЛИЯНИЕ ЭЛЕМЕНТОВ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ФОРМЫ НА РАСКРЫТИЕ ИДЕЙНОГО СОДЕРЖАНИЯ ПРОИЗВЕДЕНИЯ

Казахский национальный педагогический университет имени Абая


Все творения литературы и искусства исследуют один объект – человека, с его чаяниями, устремлениями, с его радостями и горестями. И это делается художником во имя того же самого человека, ради формирования в нем жизнеутверждающих принципов и светлых идеалов. Нельзя обеспечить сознательное и прочное усвоение учащимися целостного характера творческого воображения писателя, всей совокупности духовных, эстетических и этических убеждений, заложенных им в своем произведении, без глубокого анализа структурных элементов, системы образов, а также причин противостояния персонажей. Поэтому при разборе достоинств литературного произведения (особенно крупного эпического) следует в первую очередь уделять внимание анализу системы образов, композиционного строя, выразительных средств, что в известной степени служит раскрытию идейного содержания произведения.

Результаты наших многолетних исследований показали, что все типы анализа обладают относительно равными возможностями для раскрытия содержания разбираемых произведений и выполняют соответствующие им педагого-дидактические функции. Опытные учителя-практики не предпочитают, один тип анализа другому, не изолируют, а по возмож-ности, в зависимости от композиционных особенностей анализируемого произведения, варьируют их. Такой справедливый вывод содержится в исследованиях Н.И. Кудряшева, Т.Г. Браже, В.Г. Маранцмана, З.Я. Рез и др.[1,2].

Любой более или менее серьезный анализ предполагает целостный подход к выдвигаемым проблемам, который полностью применим и к рассмотрению образов персонажей, становлению их характера. Анализ художественного произведения невозможен без последовательного целостного раскрытия проблем, показывающих становление характеров персонажей.

В связи с этим основной задачей любого типа анализа является освещение внутренней логики развития, главного героя в его всевозможных связях с другими персонажами. Какой бы аспект проблем литературного произведения ни рассматривался, непременно затрагиваются вопросы взаимоотношений персонажей, ибо, как уже выше отмечалось, в основе всякого произведения лежат судьбы людей.

В школе работа по изучению взаимосвязей литературных героев начинается уже с младших классов. Учащиеся находят в тексте те или иные определения (дефиниции), раскрывающие особенности характера персонажа; их внимание привлекается к социальному положению, действиям, поведению героев.

В старших классах особое внимание уделяется таким теоретическим понятиям, как типизация, персонажи, конфликт и т.д., которые призваны способствовать более углубленному анализу системы образов.

Анализ системы образов предполагает освещение следующих обстоятельств, оказывающих воздействие на формирование характера героя:

социальная среда, в которой действует персонаж, общественно-политическая ситуация описываемого периода; взаимоотношения персонажей; система сюжетных линий, показывающих жизнь и деятельность главного персонажа; его семья, бытовые условия. Эти обстоятельства способствуют выработке более глубокой, объективной характеристики героев.

Резюмируя сказанное, отметим, что при анализе художественных произведений учитель должен особое внимание уделять следующим моментам:

1. Определение роли центрального персонажа по отношению к другим героям, образующим в совокупности систему образов.

2. Определение места данного литературного героя в творчестве писателя или, еще шире, в истории национальной литературы. В этих целях можно использовать сравнительный анализ данного образа с героями других классических произведений (например, «Шуга и Раушан» Б. Майлина, «Камар-Слу» С. Торайгырова и т. д.).

Таким образом, такой разбор системы образов литературного произведения обеспечивает рассмотрение их в единстве формы и содержания. Помимо того, при рассмотрении системы образов в рамках вышеназванных проблем, полнее раскрываются познавательная, воспитательная и развивающая функции урока, тем самым решается двуединая задача развития логической мысли и художественного (эстетического) восприятия учащихся.

1.Кудряшев Н. И. Взаимосвязь методов обучения на уроках литературы. – М.,1981.

2. Браже Т.Г. Учитель как носитель гуманитарной культуры: традиции российского учительства и современность / Т.Г. Браже // Гуманитарная культура учителя. - СПб.,2002.-С.32-42.


ОПУБЛИКОВАНО

Сманов Б.У. ВЛИЯНИЕ ЭЛЕМЕНТОВ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ФОРМЫ НА РАСКРЫТИЕ ИДЕЙНОГО СОДЕРЖАНИЯ ПРОИЗВЕДЕНИЯ. // Современные проблемы науки и образования - 2011.-№6. (приложение "Филологические науки"). - C. 9