PDF-версия статьи |
Предлагаем рассмотреть наиболее оптимальные организационно-педагогические условия проведения интеллектуальных игр при изучении дисциплин гуманитарного цикла («Литература»), выявленные в ходе педагогического эксперимента и многолетней педагогической практики в качестве средства развития профессионально значимых качеств будущих специалистов гуманитарной сферы деятельности в учебное и внеучебное время.
Наиболее эффективные приемы решений закрепляются часто в виде развитых профессионально значимых качеств, а также в виде особых, оптимальных стратегий и тактик обучения и воспроизведения, применения полученных знаний и навыков. Таким образом, развитие профессионально значимых качеств личности посредством одного из активных средств обучения, к которым можно отнести интеллектуальные игры, будет соотноситься с качественными изменениями структуры личности и содержанием решения ею впоследствии профессиональных задач.
Развитие профессионально значимых качеств личности – процесс необратимый. Если игры вообще являются средством развития человека, то интеллектуальные игры меняют человека как индивида, меняют его как субъекта, меняют все его отношения и способности, функционирование знаний и навыков в будущей профессиональной деятельности. Конечно, нельзя возводить в абсолют процесс накопления количественных изменений, ведущих к качественным перестройкам функционирования личности, поскольку необходимо иметь в виду как развитие по возрастающей в первую половину жизни человека, так и инволюцию в будущем . Однако и здесь есть свои определенные закономерности. М.Я.Басов писал, что каждый профессиональный тип «имеет свое лицо, свои характерные черты… Каждая профессия имеет свой штамп» . Отсюда – развитие профессионально значимых качеств личности часто не является процессом, навеки и жестко «прикрепленным», как выразился К.М.Левитан , к возрастному делению. Следовательно, независимо от того, являются ли обучающиеся студентами дневной формы обучения или обремененными опытом профессиональной, социальной и семейной жизни заочниками, становление и развитие профессионально значимых качеств может быть процессом непрерывным и заключать в себе такие методы как интеллектуальная игра.
Практическая апробация модели развития профессионально значимых качеств в процессе получения образования с использованием интеллектуальных игр при изучении дисциплин гуманитарного цикла и выработка критериев позволили выделить комплекс условий в следующем составе: социально-педагогические, дидактико-методические, акмеологические. Цель разработки этих условий – создание особой среды для развития профессионально значимых качеств будущего специалиста гуманитарной сферы на основе творческих и диалоговых взаимодействий педагога и студентов в учебном процессе с использованием интеллектуальной игры. Кроме того, следует иметь в виду обеспечение педагогической поддержки при появлении у студентов качественных новообразований личности и соответствующая адекватная педагогическая коррекция, организуемая в согласовании с социально-психологической структурой профессионально-значимых качеств личности и исходя из этапов развития этих качеств.
В связи с этим необходимо добиться, в первую очередь, осознания студентами личного смысла в персональном развитии и саморазвитии ими профессионально значимых качеств посредством интеллектуальной игры в процессе изучения гуманитарной дисциплины. Именно поэтому весь комплекс педагогических условий направляется, прежде всего, на актуализацию и организацию процессуальных особенностей и компонентов учебно-познавательной интеллектуальной игры, тем самым, выдвигая ее на первый план. Это способствует не только успешному освоению знаний по дисциплинам общепрофессионального цикла, в частности, по литературе, но и осознанному, интеллектуально переработанному принятию этих знаний в собственную духовно-ценностную и интеллектуальную сферу в качестве источника для выработки позиций, убеждений, взглядов и принципов. В результате закладывается достаточно прочная база для проявления новообразований в развитии профессионально значимых качеств личности и персональной направленности на изучение курса литературы с научно-теоретических и ценностно-осмысленных позиций. Одновременно происходит формирование убеждений и установок и активизируется выработка аналитических умений и способов познания, самопознания, саморегуляции личности на основе интеллектуального осмысления и обработки своих знаний и принципов.
В связи с этим можно привести пример с
ОПУБЛИКОВАНО
Мандель Б.Р. Интеллектуальная игра: развитие профессионально значимых качеств студентов . // Современные проблемы науки и образования - 2008.-№6. (приложение "Педагогические науки"). - C. 17