Приложение к журналу
«Современные проблемы науки и образования»
ISSN - 1817-6321


PDF-версия статьи Титульная страница журнала PDF-версия статьи
Модульно-рейтинговая система обучения (на примере изучения дисциплины "Безопасность жизнедеятельности")

Московский государственный университет технологий и управления


Модульное построение обучения особенно важно для вспомогательных дисциплин, на которое отводится небольшое количество часов и большая часть материала отводится на самостоятельное изучение. К таким дисциплинам относится «Безопасность жизнедеятельности» (БЖД).

Организуя учебный процесс по дисциплине БЖД, можно выделить такие модули:

а) компенсирующий (отражает качественно новые знания и способы деятельности; знания, необходимые для восстановления ранее приобретенных или компенсации недостающих);

б) базово-профессиональный модуль (включает элементы знаний и способов деятельности, необходимые для работы преподавателя, определяет норматив, которому должна удовлетворять профессиональная деятельность учителя определенной категории);

в) мастерский модуль (содержит творческие наработки педагога для обмена опыта с коллегами).

Модульное обучение неразрывно связано с рейтинговой системой контроля. Чем крупней модуль, тем больше число баллов ему отводится. Модуль включает базисные содержательные блоки дисциплины, которые логически связаны в систему. Он содержит познавательную и учебно-профессиональную части. Первая формирует теоретические знания, вторая – профессиональные умения и навыки на основе приобретенных знаний. Соотношение теоретической и практической частей модуля должно быть оптимальным. На расширение самостоятельности обучаемых в системе модульного обучения направлена рейтинговая система контроля и оценки учебных достижений. Блочно-модульная технология в сочетании с рейтинговой системой оценки знаний студентов предполагает коренную перестройку учебного процесса.

Рейтинговая форма контроля в модульно-рейтинговой технологии обучения проста в применении. В начале изучения дисциплины студент получает памятку, с перечнем заданий и шкалой баллов по трем уровням исполнения; информацию об установленном диапазоне рейтинга, в пределах которого можно получить «зачёт» или отметку за экзамен по дисциплине. Выставляются поощрительные и штрафные баллы.

Каждый модуль представляет собой завершенную учебную единицу, их по каждой теме учебной дисциплины БЖД обычно выделяется три. Итогом «прохождения» модуля является «модульный коллоквиум», который оценивается от 4 до 10 баллов. Рейтинговая система оценки знаний учитывает как достижения, так и недобросовестную работу студентов, переводя их в баллы.

Модульно-рейтинговое построение курса БЖД включает в себя шесть укрупненных разделов, состоящих из двадцати трех модулей.

В состав модулей включены также индивидуальные задания, при несвоевременном исполнении которых вводятся понижающие коэффициенты. Семинары входят в состав модулей, они выполняют функцию рубежного контроля знаний. Методика их проведения различна: дискуссия, деловая игра, мозговая атака, коллективная мыслительная деятельность.

Предусмотрены коэффициенты качества и своевременности отчета по каждому модулю. Например, студент написал контрольную работу на удовлетворительную оценку, при максимальном количестве баллов 5, умножаем на коэффициент К1=0,6; при этом работа была сдана на неделю позже установленного срока, К2=0,9; рассчитываем итоговый балл: 5 x 0,6 x 0,9 = 2,7.

Коэффициенты значимости по различным видам контроля: экзамен -10; зачет -8; контрольная работа -12; коллоквиум - 6; индивидуальное задание -4; лабораторная работа -2. Каждый вариант контрольной работы содержит не менее шести заданий практического и теоретического характера: 2 задания - по 1 баллу; 2 задания - по 2 балла; 2 задания - по 3 балла. Если студент справляется со всеми заданиями, т.е. набирает: 12 баллов - получает «отлично»; 80% от суммарного балла - «хорошо»; 65%-79% от суммарного балла - «удовлетворительно»; менее 64% - «неудовлетворительно».

Для получения допуска к контрольной работе, проводится «срезовое» тестирование. При выполнении теста не менее, чем на 85% выставляется «зачет» и допуск к контрольной работе. В противном случае студент отсылается на начало модуля для усвоения материала.

Таким образом, модульно-рейтинговая система обучения повышает уровень готовности студентов вуза к профессиональной деятельности, обеспечивает интеллектуальное развитие в профессиональной деятельности на компетентностном уровне, и на уровне мастерства.

Литература.

1. М.Т. Громкова. Модульное структурирование содержания образования в современной высшей школе (методические рекомендации), МГУТУ, М., 2004.

2. П.И. Самойленко, А.В. Сергеев, Н.Л. Сосницкая. Модульная технология построения учебного процесса по физике в среднем учебном заведении, МГУТУ,


ОПУБЛИКОВАНО

Левашова Ольга Николаевна Модульно-рейтинговая система обучения (на примере изучения дисциплины "Безопасность жизнедеятельности"). // Современные проблемы науки и образования - 2011.-№6. (приложение "Педагогические науки"). - C. 21