PDF-версия статьи |
О РОЛИ СРЕДСТВ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ДЛЯ ВСЕСТОРОННЕГО РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ
Жолдасбекова Б.А. Сихынбаева Ж.С.
Южно-Казахстанский государственный университет им.М.Ауезова, Казахстан ,Шымкент
На современном этапе формирования и развития общества в инновационных социокультурных условиях значимым и приоритетным направлением в системе образования и воспитания становится проблема, связнная с поиском эффективных средств и форм здоровьесбережения, т.е. ориентации образовательного процесса на всех его уровенях и иерархиях на здравосозидание.
Практический опыт показывает резкое возрастание интенсификации умственного труда студентов на фоне снижения их двигательной активности, что ведет к ослаблению организма студентов.
Имеющиеся научные данные убедительно свидетельствуют о том, что гипокинезия со всеми вытекающими из нее последствиями действительно угрожает здоровью студентов, работоспособности будущих спецалистов .
Культура переводит человека из состояния природного существа в состояние социального существа. Есть три подхода к определению культуры: аксиологический (ценностный), деятеьностный и субстанциональный (сущностный).
С позиции аксиологического подхода культурой называют совокупность материальных и духовных ценностей общества, т.е. всего того, что создано людьми в ходе истории. Даже вещи, утратившие ценность (археологические находки) могут сохранить, культурное: значение как историчники, информации о знаниях; умениях, способностях и потребностях когда-то создавших их людей. Культурой называют также деятельность людей по созданию и применению материальных и духовных ценностей. В процессе этой деятельности одновременно происходит и развитие самого человека.
Субстанциональный (сущностый) подход заключается в том, что культуру рассматривают как результативную сторону деятельности-достигнутый уровень развития сущностный способностей человека.
Три формы существования культуры взаимосвязаны переходят одна в другую. Уровень развития одной формы определяет уровень культуры другой сопряженной формы; эта взаимосвязь носит двусторонний характер. Историчником культуры служит совместная деятельность людей (труд). В основе ее развития лежит соотношение между человеком и его деятельносью, которым обеспечивается их взаимное совершенствование. Содержание культуры всегда ориентировано на освоение, развитие и выявление доступных человеку способностей, потребностей и свойств. Они фиксируются и сохраняются в рациональных формах деятельности, в материальных и духовных ценностях, передаются в поколениях. Обобщая, можно сказать, что культура-это деятельное единство созданных в ходе истории условий, средств, способов и результатов развития и проявления способностей, потребностей и свойств общественного человека. Уровень этой исторической совокупности определит и уровень цивилизации.
В Философском энциклопедическом словаре понятие культура определено как «выражение специфически человеческого единства с природой и обществом, характеристика развития творческих сил и способностей личности. Культура включает и субьективный человеческие силы и способности, реализуемые в деятельности (знания, умения, производственные и профессиональные навыки), уровень интеллектуального, эстетического и нравственного развития, мировоззрение, способы и формы взаимного общения людей в рамках коллектива и общества» [1].
Важный аспект, который интересует современную науку-деление культуры на материальную и духовную и место физической культуры в общечеловеческой.
Материальная культура отражает общественное бытие, духовная- общественное сознание.
Физическая культура предоставляет огромный материал для творчества во всех видах искусства, которое является главной формой отражения прекрасного в природе и обществе [2]. Именно в этом состоит неразрывная связь физической культуры с общей культурой. М.С. Каган пишет о физической культуре как области материальной культурой, так как она является способом и результатом преобразования анатомо-физических качеств человека.
Л.И. Лубышева с философских и социологических позиций выдвигает совершенно новое направление осмысления сущности физической культуры, подчеркивая ее влияние на духовную сферу человека через интеллектуальное, нравственное, эстетическое воспитание [3].
С материальной культурой физическая культура связна самим процессом двигательной деятельности, который ее главным содержанием, его результаты материализуются в физических качествах человека.
П.Ф.Лесгафт указывал на творческий хар
ОПУБЛИКОВАНО
Жолдасбекова Б.А., Сихынбаева Ж.С. О роли средств физической культуры для всестороннего развития личности. // Современные проблемы науки и образования - 2011.-№6. (приложение "Педагогические науки"). - C. 24