PDF-версия статьи |
Особо следует отметить, что иногда необходимо формировать такие специфические приёмы познавательной деятельности, которые выходят за рамки изучаемого предмета, в то же время определяя успех в овладении им. При изучении любого предмета надо заботиться не о количестве изученных фактов и не о количестве выработанных навыков, а о формировании обобщённых видов познавательной деятельности - логических и специфических.
Овладение обобщёнными приёмами познавательной деятельности не только повышает уровень познавательных возможностей учащихся, качество усвоения знаний, но и сокращает время, необходимое для обучения.
Познавательную деятельность надо формировать не вообще, а в строго определённом порядке, считаясь с содержанием слагающих её действий, и использовать при этом все средства и методы для достижения наиболее эффективного воздействия на ребёнка при формировании его как личности.
Обосновывая этапы учебного познания, С.Л. Рубинштейн отмечал: "Первичное ознакомление с материалом или его восприятие в широком смысле слова, его осмысление, специальная работа по его закреплению и, наконец, овладение материалом, в смысле возможности оперировать им в различных условиях, применяя его на практике" [1,406].
Многочисленные педагогические исследования показали, что каждому из моментов, входящих в процесс усвоения знаний, может и должен быть специально посвящен особый этап учебной работы, который способствует выявлению конкретных приёмов в работе учителя в процессе познавательной деятельности на уроке [2-4]. Перечислим приёмы работы для развития положительной мотивации учения: приёмы смысловой переработки текста, укрупнение учебного материала; приёмы культуры чтения, слушания, краткой или рациональной записи (план, выписки, рецензия), работа с книгой; общие приёмы запоминания (с опорой на образную и слуховую память); приёмы на сосредоточение внимания; общие приёмы поиска дополнительной информации; приёмы рациональной организации времени. Такая организованная учебная деятельность школьников, сопровождающаяся положительными эмоциями - основной путь активизации познавательной активности.
Литература
1. Рубинштейн C.JI. Основы общей психологии: в 2 т.: Т 1. / С.Л. Рубинштейн М.: Педагогика, 1989. - 485 с.
2. Бабанский Ю.К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса / Ю.К.Бабанский. М.: Просвещение, 1982. - 192 с.
3. Махмутов М.И. Организация проблемного обучения в школе. - М., 1977. - 374 с.
4. Пидкасистый П.И. Самостоятельная деятельность учащихся / П.И. Пидкасистый. М.: Педагогика, 1972. - 284 с.
ОПУБЛИКОВАНО
Рыбакова О.В., Рахимжанова Г.К., Сандыбай К.Б., Калыбеков Б.Е. Приемы активизации учебно-познавательной деятельности младших школьников . // Современные проблемы науки и образования - 2012.-№6. (приложение "Педагогические науки"). - C. 3