Приложение к журналу
«Современные проблемы науки и образования»
ISSN - 1817-6321


PDF-версия статьи Титульная страница журнала PDF-версия статьи
Приемы активизации учебно-познавательной деятельности младших школьников

Южно-Казахстанский государственный университет им.М.Ауезова, Казахстан, Шымкент


Полноценное усвоение знаний предполагает формирование таких познавательных действий, которые составляют специфические приёмы, характерные для той или иной области знаний. Своеобразие их в том, что формирование этих приёмов возможно только на определенном предметном материале. Так, нельзя сформировать лингвистическое мышление без работы над языковым материалом. Эти приёмы познавательной деятельности, отражая специфические особенности данной научной области, не могут быть перенесены на любой другой предмет. Однако и специфические виды познавательной деятельности нередко могут быть использованы в целом ряде предметов.

Особо следует отметить, что иногда необходимо формировать такие специфические приёмы познавательной деятельности, которые выходят за рамки изучаемого предмета, в то же время определяя успех в овладении им. При изучении любого предмета надо заботиться не о количестве изученных фактов и не о количестве выработанных навыков, а о формировании обобщённых видов познавательной деятельности - логических и специфических.

Овладение обобщёнными приёмами познавательной деятельности не только повышает уровень познавательных возможностей учащихся, качество усвоения знаний, но и сокращает время, необходимое для обучения.

Познавательную деятельность надо формировать не вообще, а в строго определённом порядке, считаясь с содержанием слагающих её действий, и использовать при этом все средства и методы для достижения наиболее эффективного воздействия на ребёнка при формировании его как личности.

Обосновывая этапы учебного познания, С.Л. Рубинштейн отмечал: "Первичное ознакомление с материалом или его восприятие в широком смысле слова, его осмысление, специальная работа по его закреплению и, наконец, овладение материалом, в смысле возможности оперировать им в различных условиях, применяя его на практике" [1,406].

Многочисленные педагогические исследования показали, что каждому из моментов, входящих в процесс усвоения знаний, может и должен быть специально посвящен особый этап учебной работы, который способствует выявлению конкретных приёмов в работе учителя в процессе познавательной деятельности на уроке [2-4]. Перечислим приёмы работы для развития положительной мотивации учения: приёмы смысловой переработки текста, укрупнение учебного материала; приёмы культуры чтения, слушания, краткой или рациональной записи (план, выписки, рецензия), работа с книгой; общие приёмы запоминания (с опорой на образную и слуховую память); приёмы на сосредоточение внимания; общие приёмы поиска дополнительной информации; приёмы рациональной организации времени. Такая организованная учебная деятельность школьников, сопровождающаяся положительными эмоциями - основной путь активизации познавательной активности.

Литература

1. Рубинштейн C.JI. Основы общей психологии: в 2 т.: Т 1. / С.Л. Рубинштейн М.: Педагогика, 1989. - 485 с.

2. Бабанский Ю.К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса / Ю.К.Бабанский. М.: Просвещение, 1982. - 192 с.

3. Махмутов М.И. Организация проблемного обучения в школе. - М., 1977. - 374 с.

4. Пидкасистый П.И. Самостоятельная деятельность учащихся / П.И. Пидкасистый. М.: Педагогика, 1972. - 284 с.


ОПУБЛИКОВАНО

Рыбакова О.В., Рахимжанова Г.К., Сандыбай К.Б., Калыбеков Б.Е. Приемы активизации учебно-познавательной деятельности младших школьников . // Современные проблемы науки и образования - 2012.-№6. (приложение "Педагогические науки"). - C. 3