Приложение к журналу
«Современные проблемы науки и образования»
ISSN - 1817-6321


PDF-версия статьи Титульная страница журнала PDF-версия статьи
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Южно-Казахстанский государственный университет им.М.Ауезова, Казахстан, Шымкент


Во всем мире идет поиск новых технологий образования, отвечающих требованиям личностно-ориентированного обучения. Личностно- ориентированный подход образования признает уникальность каждого ученика и индивидуальность его образовательной траектории. Личностно - ориентированное обучение, имея проблемно-направленный, творческий характер, предполагает приобретение знаний и их непосредственное практическое применение путем поиска и открытий нового.

Ребенок получает возможность развиваться соответствующим темпом в зависимости от способностей и потребностей, становясь при этом субъектом образовательного процесса. Учитель же выполняет функции организатора учебы, консультанта осуществляя индивидуальный подход не только по форме, но и по содержанию воспитания и образования [1].

Одним из основных направлений концепции модернизации образования является выбор образовательных технологий, способствующих достижению высокого уровня рациональному использованию учебного времени.

Процесс обучения должен быть диалогическим, поисковым, проектным. Педагогические технологии должны отвечать следующим требованиям: направлять на выводы, вступать в полемику, не соглашаться с догмами, участвовать в дискуссии [2].

Технология развивающего обучения с успехом реализуется многими странами в различных направлениях, так как способствует более полному развитию личности, выроботке ключевых и интеллектуальных компетенций.

Технология обучения базируется на общей теории деятельности, фундаментальной психолого-педагогической концепции единства психологического развития и деятельности.

К современным технологиям относятся технологии:

 полного усвоения знаний

 разноуровневого обучения

 развивающего обучения

 модульного обучения

 коллективного взаимообучения

 проектного обучения

 включенного обучения

Эти технологии позволяют приспособить учебный процесс к индивидуальным особенностям каждой школы.

Внешний результат можно увидеть, осмыслить, применить а реальной практической деятельности.Внутренний результат становится бесценным достоянием учащегося, соединения в себе знания и умения, компетенции и ценности [3].

В начальной школе учащиеся овладевают азами проектной деятельности в процессе выполнения заданий практического характера – как обучающихся, так и творческих. Их тематику предлагает учитель, либо выбирают сами учщиеся после изучения отдельных тем или целого тематического блока. В зависимости от сложности темы творческие задания (проекты) могут носить индивидуальный или коллективный характер[4].

Структура проектной деятельности предусматривает три этапа: подготовительный, основной и заключительный. На каждом этапе решаются определенные задачи, определяется характер деятельности учащихся и учителя. Деятельность учителя на разных этапах меняется.

Проектная работа в большинстве случаев подразумевает и этап применения проектирования: учащиеся делают заключения о возможности применения полученных практических результатов, а так же приходят к формированию новых проблем.

Метод проектов можно применить как в обычном классе в виде самостоятельной, индивидуальной или групповой работы учщихся, в течение различного по продолжитеьности времени, так и с использованием средств информационных технологий.

Преимущество метода проектов заключается в том, что он является: личностно-ориентированным (обеспечивает условия для развития личности); деятельностным (формирование личности осуществляется в процессе деятельности, связанной с добыванием новых знаний); обучающим взаимодействию в группе и групповой деятелности; построенным на принципах проблемного обучения; развивающим умения самовыражения, самопроявления, самопрезентации и рефлексии; формирующим навыки самостоятелности в мыслительной, практической и волевой сферах; воспитывающим целеустремленность, толерантность, индивидуализм и коллективизм, ответственность, инициативность и творческое отношение к делу.

Литература:

1. Т.А.Каражигитова «Развивающие технологии с учетом модернизации образования и перехода на 12-летнее образование. //Журнал «12-летнее образование» №8 2008 г., с.11

2. Г.Ю.Ксензова «Преспективные школьные технологии» //2002 год, с.19

3. Е.В.Мальцева, Л.Б.Чебоксаринова «Использование новых образовательных технологии» //Журнал «Начальная школа» //М.: №12 2007г., с.107

4. А.В.Олексяк «Исползование проектов при обучении». //Журнал «Учитель», //М.: №3 2009 г., с.46


ОПУБЛИКОВАНО

Нарқулова Б, Мамаева А, Жанбершиева А, Батырбекова А. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ. // Современные проблемы науки и образования - 2012.-№6. (приложение "Педагогические науки"). - C. 4