PDF-версия статьи |
Использование преимуществ дифференцированного обучения обеспечивает каждому школьнику возможность достижения планируемых результатов в обучении с учетом его индивидуальных особенностей. Вопросы профильной дифференциации в обучении математике рассматриваются в работах Гончаровой Т.Д., Жадриной М.Ж. По мнению авторов индивидуализация обучения в общеобразовательной школе предполагает предоставление учащимся возможности получить образование в различных направлениях, по разным учебным планам и программам, то есть осуществление профильной дифференциации. Предполагается достижение каждым учеником некоторого обязательного (базового) уровня знаний.
Внутренняя - различное обучение детей в достаточно большой группе (классе) учащихся, подобранной по случайным признакам. Эта форма основана на возможно более полном учёте индивидуальных и групповых особенностей учащихся. Она предполагает вариативность темпа изучения материала, дифференциацию учебных заданий, выбор разных видов деятельности, определение характера и степени дозировки помощи со стороны учителя.
Внешняя дифференциация – создание на основе определенных принципов (интересов, склонностей, способностей, достигнутых результатов, проектируемой профессии) относительно стабильных групп, в которых содержание образования и предъявляемые к школьникам требования различаются.
Современная педагогическая наука ориентирует не на пассивное приспособление к имеющемуся уровню развития учащихся, а на формирование психических функций, создание условий для их развития в процессе обучения. Поэтому большое значение, по мнению Л.С. Выготского, уделяется современными педагогами построению обучения, которое учитывало бы « зону ближайшего развития» личности, то есть ориентировалось не на имеющийся сегодня уровень развития, а на тот завтрашний, которого ученик может достичь под руководством и с помощью учителя.
Таким образом, актуальность поиска эффективной системы обучения не уменьшилась и в настоящее время, так как ее дальнейшая разработка служит основой совершенствования процесса обучения.
Согласно высказыванию Л.В. Занкова, не всякая учебная деятельность обеспечивает оптимальные условия для воспитания и развития личности. Поэтому, чтобы решить эту задачу, необходима тщательная организация содержания образования, отбор соответствующих форм и методов обучения, его технологии.
Общее и одинаковое для всех детей образование, обеспечивая выявление задатков и способностей учащихся, еще не гарантирует достаточно интенсивного их развития. Это объясняется, большой неоднородностью учащихся, различием их задатков и способностей. Необходима система определенных мер, обеспечивающих развитие способностей учащихся в оптимальном режиме, с учетом выявленных у учащихся задатков и способностей.
Таким образом, заинтересованность общества в создании оптимального режима для выявления и развития задатков всех детей приводит к необходимости дифференциации обучения. Следовательно, одна из задач дифференциации обучения в общественном плане сводится к выявлению и максимальному развитию задатков и способностей подрастающего поколения. Существенно важно при этом, что общий уровень образования в средней школе должен быть одинаков.
Список использованных источников:
1.Тестов В.А. Развитие познавательных способностей у школьников в условиях уровневой дифференциации. // Школа. – 2001. - №2. – с. 32-35.
2.Масырова Р.Р. Внедрение педагогической технологии уровневой дифференциации знаний школьников. //Современные образовательные технологии. – 2005. - №1. – с. 5-8.
ОПУБЛИКОВАНО
Керимбеков М.А., Жунисбекова Д.А., Жунисбекова Ж.А., Кудайбергенова М.Б., Тастанов Е., Мусабеков М.О., Рысбаева Г.А. ДИФФЕРЕНЦИРОВАННОЕ ОБУЧЕНИЕ УЧАЩИХСЯ. // Современные проблемы науки и образования - 2012.-№6. (приложение "Педагогические науки"). - C. 5