PDF-версия статьи |
З.П.Даунане расматривает их различие таким образом: практически использовать понятие «культура речи», оценивая чужое и свое высказывание; обосновывать свою оценку, используя знания или обращаясь к словарю, справочнику; совершенствовать написанное с позиции правильности и коммуникативной целесообразности» [2].
Современная система работы по развитию связной речи учащихся выделяет в качестве основной задачу формирования умений воспринимать и воспроизводить текст и сознательно создавать собственное высказывание в устной и письменной форме. Для решения данной задачи рекомендуют создавать речевые ситуации, которые максимально приближены к естественным условиям общения. В системе работы над развитием связной речи используются разные группы приемов и типов речевых упражнений, включающих словарную работу, работу над словосочетанием и предложением, логическую работу и упражнений, носящих тренировочный характер. Научить младшего школьника ясно и грамматически правильно говорить, обладать – хорошо поставленным голосом, излагать собственные мысли в свободной творческой интерпретации в устной и письменной форме, уметь выражать свои эмоции разнообразными интонационными средствами, соблюдать речевую культуру и развивать у него умение общаться – сложное и кропотливое дело требующее от учителя напряженного труда, а главное – эффективно действующего подхода к развитию речи. Один из важнейших его компонентов – написание изложений. Передавая своими словами, небольшие рассказы и отрывки художественной прозы, ребенок обогащает свою устную и письменную речь, развивает логическое мышление, учится правильно, содержательно и убедительно высказывать собственные мысли. Яркая, образная, логичная, отвечающая всем языковым нормам речь – основной показатель интеллектуального уровня ребенка. Кроме того, работа над изложением помогает научиться хорошо писать сочинения. Ведь, как уже сказано, овладение письменной и устной речью требует комплексного подхода, одно помогает другому. На уроке развития речи основное внимание уделяется речевой деятельности учащихся, которая проявляется как в устной, так и в письменной формах. Цель такого урока – опираясь на полученные знания о языке, целенаправленно обогащать лексико-грамматический строй речи детей, учить их воспринимать (и понимать) чужую речь, а также строить собственные высказывания в соответствии с нормами русского языка. Речь как деятельность по использованию языка в целях общения, познания, воздействия на других людей определяет содержание и структуру урока развития речи.
Основные цели уроков развития речи:
- обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; обучение нормам языка и их использованию в речи;
- формирование коммуникативной компетенции и развитие языковой личности, совершенствование коммуникативных умений;
- развитие основных видов речевой деятельности: говорения, письма слушания и чтения;
- развитие мышления и формирование процессов мыслительной деятельности (анализа и синтеза, абстракции и обобщения) средствами языка, используемыми в речи.
Язык по своей специфике и социальной значимости - явление уникальное. Он является средством общения и воздействия, средством хранения и усвоения знаний, средством духовной культуры народа, основной формой проявления национального и личностного самосознания и, наконец, первоэлементом художественной литературы как словесного искусства. В силу этого обстоятельства язык имеет только ему присущий статус среди других школьных предметов. Исходя из этого назначение предмета «русский язык» в начальной школе состоит в том, чтобы заложить основу формирования функционально грамотной личности, помочь ему осознать себя носителем языка.
Использованная литература:
1. Головин Б.Н. Основы культуры речи. –М.: Высшая школа, 1980. –7 с.
2. Даунане З.П. Углубленное изучение русского языка в национальной школе. - Л.: Просвещение, 1989. – 200 с.
ОПУБЛИКОВАНО
к.п.н. Кудайбергенова М.Б., к.п.н. Медетбекова Н., Жайдакбаева К.К. Пути развития и формирования культуры речи. // Современные проблемы науки и образования - 2012.-№6. (приложение "Педагогические науки"). - C. 7