PDF-версия статьи |
Воспитание заботливого отношения к окружающей природной среде у детей раннего возраста закладывается в семье и продолжает формироваться в дошкольные годы в детском саду и далее в начальной школе.
Экологическое воспитание осуществляется в детском саду через весь педагогической процесс – в повседневной жизни и на занятиях. В реализации экологического воспитания большое значение имеет природное окружение в детском саду. Это: уголки природы во всех группах, комната природы, зимний сад, правильно оформленный и возделанный участок, дающие возможность постоянного непосредственного общения с природой; организация систематических наблюдений за природными явлениями и объектами, приобщение детей к регулярному труду: на участке можно создать специальную площадку природы, естественный уголок с дикорастущими растениями, заложить питомник, наметить экологическую тропу, выделить уголок помощи животному «Айболит», Зеленой аптеки», сделать ручеек, бассейн и т.д. [1].
Целью экологического воспитания детей является формирование экологического сознания, в основе которого лежит гуманное, осознанно правильное отношение к окружающему миру. Экологическое воспитание в детском доме или семье начинается с повышенного внимания к состоянию здоровья ребенка, соблюдения правил гигиены, закаливающих процедур, прогулок, экскурсий и труда в природе. Одним из условий успешности формирования здорового образа жизини является искренняя дружба детей и взрослых, их постоянное стремление к общению. Общение помогает педагогам понять ход мыслей ребенка, предотвратить склонность к негативным поступкам, привлечь к общению с природой. С этой целью в детском доме организуются различные праздники, семейные вечера, прогулки и экскурсии в природу. Здоровый образ жизни немыслим без создания нормальной экологической среды в доме.
Практическое действие в природе и обществе возможно исключительно с учетом экологически позитивных последствий, недопущения ущерба при взаимодействии.
На основе выше приведенных положений можно отметить особую функцию человеческой культуры. Экологическая культура личности, выражая ее подлинную интеллигентность, становится империтивом нашего времени, условием выживания человечества.
Научный анализ историко-педагогической мысли позволяет проследить становление современной теории экологического воспитания. Обращаясь к историческому содержанию рассматриваемого вопроса, мы стремились акцентировать внимание на ценностных идеях, востребованных современной педагогической практикой.
Дошкольный период жизини для ребенка – время постижения окружающего мира во всем его многообразии, и природа при всей ее внутренней сложности является здесь самой доступной и в восприятии, и в понимании.
В связи с современной гуманизацией образования и воспитания актуализируется роль среды, и в том числе природной.
Известный педагог В.А. Сухомлинский пропагандировал активное использование краеведческого материала, объясняя целесообразность воспитания через природу уникальной возможностью использования подсознательного в психике человека, а также опорой на наглядность и доступность, возрастными возможностями детей. По мнению ученого, природа-богатый источник знаний об окружающем мире и обществе, эмоциональная основа формирования научного мировоззрения, нравственного, эстетического, трудового воспитания.
Литература:
1. Корзун А., Кишко С. Экологическое воспитание средствами Триз – педагогики// Ребенок в детском саду. – 2006. №3 -14 - 19
ОПУБЛИКОВАНО
Жияшева Ж.Ш., Искакова Л.Т. Процесс экологического воспитания как целостное педагогическое явление. // Современные проблемы науки и образования - 2012.-№6. (приложение "Педагогические науки"). - C. 9