Приложение к журналу
«Современные проблемы науки и образования»
ISSN - 1817-6321


PDF-версия статьи Титульная страница журнала PDF-версия статьи
КОНЦЕПТУАЛЬНАЯ ОСНОВА ТИПОЛОГИИ УПРАЖНЕНИЙ НА ФОРМИРОВАНИЕ ДИСКУРСИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ СТУДЕНТОВ ПРИ ОБУЧЕНИИ РУССКОМУ ЯЗЫКУ

Казахский университет международных отношений и мировых языков имени Абылай хана


Статус русского языка в Казахстане как официального языка предполагает проведение крупных форумов, саммитов и совещаний на русском языке. Языковая ситуация в стране такова, что 80% населения свободно изъясняется на русском языке. Но обучение русскому языку в казахской группе нацелено на то, чтобы студент проник в иную систему ценностей и жизненных ориентиров и мог интегрировать ее в собственную картину мира.

Основной задачей школы в обучении русскому языку как иностранному является подготовка языковой личности, способной адекватно выражать свое намерение в сфере устного и письменного общения на русском языке, т.е. достижение учащимися определенного уровня коммуникативной компетенции. Понятие «коммуникативная компетентность» включает дискурсивную компетенцию, которая важна для полноценной межкультурной коммуникации. В работе О.И. Кучеренко отмечается, что под дискурсивной компетенцией понимают "знание различных типов дискурсов и правил их построения, а также умение их создавать и понимать с учетом ситуации общения".

Понятие дискурс является значительно более широким, чем текст, исходя из этого, разработали типы упражнений для формирования дискурсивной компетенции: стратегические, тактические, жанровые и текстовые. Стратегические упражнения – это образец упражнений, направленных на реализацию намерения говорящего / пишущего в контексте определенной коммуникативной ситуации, включающих умения субъекта осознавать коммуникативное намерение и планировать коммуникативное событие в целях общения. От студентов требуется извлечение дополнительной информации с учетом контекста, фоновых знаний, подтекста и затекста, то есть, студенты определяют, как подтекстовое значение высказывания, так и ситуацию, в которой возникает феномен "многомерного" смысла фразы. На выявление имплицитной информации даются задания, которые нацелены на вывод из текста посредством операций логического характера, что способствуют более глубинному осмыслению объективных сторон описываемого события. Критерием распознавания импликатур является умение студента перефразировать имплицитный стимул. Для того, чтобы понимать и извлекать из текстов заложенную в них имплицитную информацию, студентам предлагаются стратегические упражнения, в них задания связаны с постановкой вопросов к тексту или части текста с целью запросить конкретную информацию, начать беседу. При работе над текстовой категорией имплицитности мы даем студентам задания следующего характера: перефразируйте данные вопросы так, чтобы ваши вопросы содержали аналогичную импликатуру высказывания и перефразируйте данные вопросы так, чтобы ваши вопросы содержали иную импликатуру высказывания. Поэтому, работая со студентами по формированию умения соблюдать и понимать имплицитность информации, заложенной в текстах, необходимо их научить задавать вопросы.

Тактические упражнения предполагают сформированность у субъекта речи умений передавать информацию в связных, логичных и аргументированных высказываниях, анализировать коммуникативную ситуацию и отбирать адекватные ей и наиболее оптимальные для данного лингвистического сообщества средства и способы достижения коммуникативного намерения субъекта.

Применительно к обучению письменной речи на русском языке следует выделить два принципиально отличных подхода – процессуальный, куда относим стратегические и тактические упражнения, и результативный, к которым относятся жанровые и текстовые упражнения. Жанровые упражнения направлены на формирование умения выбирать тип текста для достижения коммуникативного намерения субъекта в заданном контексте, а также знания жанровых норм и умение организовать дискурс в соответствии с канонами конкретного жанра: сказки, письма, жалобы или отчета, репортажа. То есть упражнения охватывают умения, направленные на порождение и понимание текста как вербальной основы дискурса. Студентам предлагается написать заметку, статью с передачей собственной оценки происходящих событий в тексте, чтобы научить их обеспечивать эффект соразмышления читателя с автором.

Для формирования дискурсивной компетенции важно обогащение собственного мира путем постижения чужого способа познания действительности, что предполагает актуализацию этих знаний в определенном типе дискурса.

Литература

1. Кучеренко О.И. Формирование дискурсивной компетенции в сфере устного общения: французский язык, неязыковой вуз [Текст]: дис. канд. пед. наук О.И. Кучеренко. Москва, 2005. 187 с.


ОПУБЛИКОВАНО

Кульгильдинова Т.А. КОНЦЕПТУАЛЬНАЯ ОСНОВА ТИПОЛОГИИ УПРАЖНЕНИЙ НА ФОРМИРОВАНИЕ ДИСКУРСИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ СТУДЕНТОВ ПРИ ОБУЧЕНИИ РУССКОМУ ЯЗЫКУ. // Современные проблемы науки и образования - 2012.-№6. (приложение "Филологические науки"). - C. 4