PDF-версия статьи |
Специфика методики обучения детей шестилетнего возраста определяется тем, что по своим психологическим особенностям они занимают среднее положение между дошкольниками и школь¬никами. Это требует сочетания методов и средств, опирающихся на формы деятельности и познания, характерные для дошкольного возрас¬та, с методами и средствами собственно школьного типа, причем доля последних должна постепенно возрастать по мере овладения детьми элементами учебной деятельности.
Основным направлением совершенствования системы начально¬го обучения является введение в практическую часть новых технологий обучения, включающих исследовательскую и проектную деятельность учащихся.
Особое место в работе с учащимися начальных классов долж¬но занимать использование исследовательского метода обучения, пост¬роенного на основе естественного стремления ребенка к самостоятель¬ному изучению и познанию окружающего. Главная цель исследовательс¬кого обучения - трансформировать процесс развития интеллектуально-творческих возможностей личности ребенка в процесс саморазвития путем самосовершенствования его исследовательских способностей [1-3].
Необходимость применения исследовательского подхода в обуче¬нии детей объясняется природной любознательностью ребенка, их ин¬тересом к осмыслению окружающего мира. Самостоятельные исследо¬вания учащихся способствуют удовлетворению их индивидуальных по¬требностей и запросов.
Кроме того, самостоятельные исследования позволяют развивать интеллектуальные и творческие способности, мыс¬лительные и исследовательские умения. С помощью самостоятельного исследования школьники, познавая окружающий мир, открывают для себя новые знания.
Особое место в обучении учеников младших классов должен за¬нять метод проектов. Метод проектов направлен на поддержание компетентностного подхода в образовании, который по своей дидактичес¬кой сущности нацелен на формирование способностей, позволяющих эффективно действовать учащимся в действительности.
Личностно-деятельностному подходу в образовании детей как одному из эффективных способов обучения учащихся уделяется большое внимание.
Личностный подход предполагает, что все процессы психики, свойства и состояния рассматриваются как принадлежащие конкретно¬му человеку, что они зависят от индивидуального и общественного бы¬тия человека и определяются его закономерностями [4;5].
Использование этой технологии обучения применимо при разной психофизиологической подготовке учащихся к школе и разной степени сформированности навыков чтения и письма в начале обучения.
Технология игрового обучения применима в управлении учебно-познавательным трудом школьника в непредсказуемых ситуациях.
Технология развивающего обучения ориентирована на развитие продуктивного, творческого мышления, воображения, памяти, речи.
Технология коммуникативного обучения нацелена на обу¬чение диалогической и монологической речи. Метод коммуникации - основной инструмент формирования учебно-познавательной деятельнос¬ти учеников. В ходе реализации метода коммуникации формируются навыки общения, нравственные качества личности, умение подчинять свои желания общей цели.
Все перечисленные технологии при умелом их применении дают высокий дидактический эффект.
Литература
1. Николаева Е.И. Психология детского творчества. - 2-е изд., перераб. и доп. - СПб.: Питер, 2010. - 240 с.
2. Ильенков Э.В. Школа должна учить мыслить. - 2-е изд. - М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: НПО "МОДЭК", 2009. - 112 с.
3. Попова Н.С. Опыт Садко, или Как развить творческие способности ребенка / Н.С. Попова, И.А. Тукаева. - Ростов н/Д: Феникс, 2009. - 253 с.
4. Божович Л.И. Личность и её формирование в детском возрасте. - М. - 1968. – 308с.
5. Лисина М.И. Формирование личности ребенка в общении. - СПб.: Питер, 2009. - 320 с.
ОПУБЛИКОВАНО
Балкыбекова Ы., Сандыбай К.Б., Рахимжанова Г.К. Организация учебного процесса начальных классов 12-летней школы. // Современные проблемы науки и образования - 2012.-№6. (приложение "Педагогические науки"). - C. 33