Приложение к журналу
«Современные проблемы науки и образования»
ISSN - 1817-6321


PDF-версия статьи Титульная страница журнала PDF-версия статьи
Влияние программ жилищного строительства на рождаемость (на примере Республики Татарстан)

Казанский федеральный университет


Право на жилье для граждан России является конституционально закрепленным. Жилищные условия, соответствующие установленным техническим, структурным, функционально-потребительским требованиям – это неотъемлемое право каждого гражданина нашей страны. Вместе с тем, это есть необходимое условие развития общества в целом.

Основная цель настоящей работы заключается в изучении связей, которые присутствуют между показателями рождаемости и мерами государственной поддержки граждан с области жилищной политики.

Глубокий кризис государственной системы жилищной обеспеченности начался в 90-ых годах ХХ века. Реформы этого времени имели крайне низкую эффективность. Постепенно этот вопрос стал приобретать всю большую актуальность. Стало очевидно, что необходимы меры, которые бы способствовали коренным изменениям. Стал разрабатываться и ряд государственных программ, в частности, закон РФ «Об основах федеральной жилищной политики» (1993г.), программа «Доступное и комфортное жилье гражданам России» (2009г), Жилищный кодекс РФ (2005г), Закон об участии в долевом строительстве (2007г).

Татарстан занимает лидирующие позиции по объемам ввода жилья в России и первое место в Приволжском федеральном округе. За исследуемый период с 1999 по 2010гг. в республике было введено более 21 млн. кв.м. Рассматривая ввод жилья в РТ по годам указанного периода, можно отметить стабильную положительную динамику. Дважды за период наблюдались спады в строительстве – 2004 и 2008 гг. это соответствует экономическим кризисам в стране и в мире. Почти ¾ всего вводимого жилья приходится на города и поселки городского типа. Это объясняется высоким уровнем урбанизированности республики (75%), наличием крупных промышленных центров, которые являются центрами притяжения населения. Сравнение динамики ввода жилья в целом по республике и по городам показывает абсолютно одинаковый характер, что указывает на то, что именно города формируют не только основу жилищного строительства РТ, но и наиболее адекватно реагируют на те факторы, которые влияют на этот процесс. В сельской местности ввод жилья имеет гораздо меньшие объемы.

За исследуемый период (1999-2010 гг.) показатель рождаемости в Республике Татарстан имел в целом положительную динамику. Темпы увеличения рождаемости в разные годы весьма значительно колебались. Максимальное увеличения было отмечено в 2002, 2007 и 2008 гг. – на 7%, 10% и 8% соответственно. Сравнение значений показателя рождаемости в начальный и конечный период показывают существенный рост – более, чем на 35% (9,3‰ и 12,9‰ соответственно). Автору видится, что стабильная положительная динамика этого важнейшего социально-демографического показателя достаточно полно отражает ситуацию, которая складывается в настоящее время в республике. Значительную роль играют, несомненно, меры государственной поддержки. В Татарстане реализуется федеральная программа «Материнский капитал» (с 2007г.), в рамках федеральной программы «Жилище» (2011г.) реализуется программа «Молодой семье – доступное жилье» и пр. Социальная ипотека в Республике Татарстан в настоящее время развивается достаточно активными темпами.

Сравнение динамики показателей рождаемости и объемов ввода жилья в РТ показывает значительные совпадения. Коэффициент корреляции между этими показателями очень высок и достигает значения 0,84 (при критическом значении критерия Стьюдента, равным 2,00 при вероятности уровня доверия 95%). При этом стоит отметить, что рождаемость обладает некоторой инерционностью, именно эти объясняется некоторый рост этого показателя в 2008 г.

В целом результаты проведенного исследования можно сформулировать следующим образом. Во-первых, рождаемость и обеспечение населения жильем являются в значительной степени взаимосвязанными явлениями. Во-вторых, для эффективного развития регионы должны активно реализовывать программы ипотечного кредитования, программы поддержки молодых семей, молодых специалистов (особенно учителей и врачей), программы защиты детства и материнства и проч. Это позволит повысить эффективность действия демографической компоненты конкурентноспособности региона.

Литература:

1. Р.Р. Хайруллин. Демографическая программа республики Татарстан: состояние, перспективы реализации // Известия Саратовского университета. 2009. Т. 9.

2. http://archive.kremlin.ru/text/docs/2003/02/52099 (доступ свободный)

3. http://www.tatstat.ru

4. http://www.gks.ru


ОПУБЛИКОВАНО

Штанчаева М.Р. Влияние программ жилищного строительства на рождаемость (на примере Республики Татарстан). // Современные проблемы науки и образования - 2013.-№6. (приложение "Географические науки"). - C. 3