PDF-версия статьи |
В связи с этим возможно обращение к европейскому опыту. Для описания результатов освоения образовательных программ может использоваться таксономия Блума [3]. Она включает шесть категорий обучения, характеризующих уровень приобретаемых компетенций. Это: знание, понимание, умение, анализ, синтез, оценивание.
При этом знание и понимание характеризуют уровень освоения знаний. Умение, анализ, синтез и оценивание относятся к интеллектуальным качествам более высокого уровня деятельности.
При определении уровня сформированности компетенций возможно использование следующих методов: стандартизированные тесты с дополнительным творческим заданием; рейтинговая система оценки; кейс-метод; портфолио; метод развивающейся кооперации; метод проектов; деловая игра; «тесты действия»; метод быстрого поиска решений [1].
В Волгоградской академии МВД России для определения уровня сформированности компетенций на кафедре информатики и математики применяется рейтинговая система оценки.
Рассмотрим применение данного метода на примере дисциплины «Математика и информатика» [2]. Учебный материал данной дисциплины разбит на отдельные части (модули). После изучения каждого модуля предусматривается промежуточная аттестация курсантов (слушателей) в форме итогового теста. Результаты этого теста оцениваются в баллах. При этом происходит накопление полученных каждым курсантов (слушателем) баллов. Сумма баллов составляет индивидуальный рейтинг обучающегося.
Важно отметить, что при этом оцениваются не только знания и полученные навыки курсантов (слушателей), но и их креативные возможности. Это познавательная активность, неординарность предложенных способ решений, применение дополнительных источников информации, подготовка научных и научно-исследовательских работ.
При этом каждый модуль включает в себя инвариантные виды работ: практические, семинарские занятия, индивидуальные работы, а также работы по выбору (написание реферата, выступление на конференции, участие в научно-исследовательской работе, выполнение практико-ориентированных лабораторных работ).
При работе по модульно-рейтинговой системе допускается возможность оценки качества освоения курсантом (слушателем) учебной программы дисциплины без экзаменов и зачетов.
Это позволяет не только корректно определить уровень сформированности общекультурных компетенций, но и активизировать познавательную деятельность курсантов (слушателей).
Очевидно, что проектирование и осуществление образовательного процесса в вузе в логике системно-деятельностного подхода требует активного применения инновационных оценочных средств с целью формирования различных компетенций у обучающихся.
Литература
1. Методические рекомендации по проектированию оценочных средств для реализации многоуровневых образовательных программ ВПО при компетентностном подходе / В.А. Богословский, Е.В. Караваева, Е.Н. Ковтун, О.П. Мелехова, С.Е. Родионова, В.А. Тарлыков, А.А. Шехонин. – М.: Изд-во МГУ, 2007. – 148 с.
2. Приказ Минобрнауки Российской Федерации от 17 января 2011 г. № 40 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки (специальности) 031003 Судебная экспертиза (квалификация (степень) «специалист»)».
3. http://www.nwlink.com/~donclark/hrd/bloom.html. Дата обращения 28.09.2013.
ОПУБЛИКОВАНО
Разбегаев П.В. Проектирование и осуществление образовательного процесса в вузе в логике компетентностного подхода: инновационные оценочные средства. // Современные проблемы науки и образования - 2013.-№6. (приложение "Педагогические науки"). - C. 34