ФАО «НЦПК «Өрлеу», Институт повышения квалификации
педагогических работников, Шымкент, Казахстан
Информатизация образования является одним из стратегически важных направлений информати¬зации современного общества. Применение информационно-коммуникационных технологий в сфере образования сориентировано на интенсификацию процесса обучения, на совершенствование форм и методов организации учебного процесса в свете идей развивающего, системно-деятельностного, компетентностного подходов к обучению. Формирование информационно-коммуникационных компетенций школьников сегодня позициони-руется как необходимое условие эффективности образовательного процесса в условиях информатиза¬ции. Компьютер из объекта изучения становится одним из ведущих инструментов достижения школь¬ником необходимых предметных и метапредметных результатов обучения, регламентируемых государственным стандартом. В связи с вышеуказанными факторами актуальность повышения квалификации педагогических кадров по вопросам применения информационно-коммуникационных технологий в обучении, в контексте реализации ГОСО можно оценить как высокую (и для учителей информатики и ИКТ, и для учителей других предметов школьного цикла). Основную роль в информационной подготовке общества играют высшие учебные заведения. Перед высшей педагогической школой одной из первоочередных задач стоит подготовка высококвалифицированных учительских кадров, обладающих достаточными знаниями и творческими педагогическими способностями. Высшая школа осуществляет компьютерную подготовку, методическое руководство и подготовку кадров для системы образования в целом. Создавая свои информационные ресурсы, включая их во всемирную сеть, высшая школа влияет на все стороны образовательного процесса. Поэтому в данных условиях на первый план выходит задача формирования информационной компетентности будущих учителей. И, в свою очередь, владение новыми информационными технологиями является одним из элементов профессиональной компетентности современного педагога. Понятие компетентности довольно содержательное и разные точки зрения на природу этого явления приводят к различным его трактовкам. Но, проблема в том, что большинство педагогов и руководителей образовательных учреждений, осваивая основы пользования электронной машиной – персональным компьютером, не до конца осознают стоящие сегодня перед ними задачи. Компьютерные технологии позволяют структурировать и более лаконично отражать очень объемные по информации темы. Использование ИКТ дает возможность обогатить изучаемый материал иллюстрациями и повысить мотивацию обучения. Информационная компетентность может быть охарактеризована через эффективность, конструктивность информационной деятельности на основе компьютерной грамотности, что означает эффектив¬ное применение знаний, умений для решения поставленных перед человеком задач. Информационная компетентность предусматривает компетентность в информатике как предметной области и является профессионально важным качеством учителя информатики. Возможность развития информационной компетентности, например, будущего учителя математики и информатики видится в использовании потенциала курса «Информационные технологии в математике». Эти курсы предполагают расширение знаний, умений, навыков будущих учителей в предметной области, а также способствуют выявлению межпредметных связей и интеграции отдельных сторон нескольких предметных областей, что в значительной мере развивает информационную компетентность будущих учителей. Кроме того, навыки самостоятельной работы с информационными технологиями и навыки самообразования вообще, приобретаемые на этом курсе, помогают будущему учителю в дальнейшем эффективно использовать информационные технологии в своей профессиональной деятельности.
Таким образом, применение средств информационных, компьютерных технологий в современном образовании основано на реализации большого количества возможностей самих информационных и коммуникационных технологий. Современные информационные и коммуникационные технологии открывают доступ к нетрадиционным источникам информации, повышают эффективность самостоятельной работы, дают совершенно новые возможности для творчества.
Литература
1. Зимняя И. А. Ключевые компетенции - новая парадигма результата образования / И.А. Зимняя // Высшее образование сегодня. 2003. № 5. С. 34-42
2. Каракозов С.Д. Информационная культура в контексте общей теории культуры личности / С.Д. Каракозов // «Педагогическая информатика». 2000. № 3. С. 21-40.