PDF-версия статьи |
Егорова Т.П. [email protected]
Одной из насущных проблем, стоящих в настоящее время перед высшей школой, является проблема гуманизации образования, реализация которой предполагает формирование у будущих специалистов механизмов самовоспитания и самообучения, развития творческого потенциала личности в соответствии со своими индивидуальными возможностями. Потребность в формировании творческих, креативных специалистов, формулирует требования к современному образовательному процессу: непрерывность, преемственность и включение студентов в активную образовательную среду, в самостоятельное управление творческим процессом. В последнее время появилось очень много работ по проблеме креативности, ее диагностике, формированию, выявлению сопутствующих и активизирующих факторов.
При анализе существующей литературы имеет смысл развести следующие понятия:
• креативность, как свойство психики и психических процессов, выявить это свойство психики можно лищь организовав некоторую деятельность. Это может быть искусственная деятельность при проведении тестирования (диагностике креативности) , либо создание условий для творческой деятельности, отсюда мы можем выделить:
• кретивность, как свойство процесса, причем процесс может быть как реализован извне, путем постановки задач, создания условий, так и самоинициирован личностью. Результатом такой деятельности может явиться некоторый продукт, таким образом, мы выделяем
• креативность, как свойство продукта деятельности. В качестве продукта, как нам представляется, необходимо рассматривать как способ решения проблемы, так и конечный результат.
Но на практике достаточно сложно и не всегда удается развести эти грани креативности, так как свойства психики влияют и проявляются в деятельности, в процессе которой они преобразуются и оказывают влияние как на саму деятельность, так и на конечный продукт.
Мы под креативностью будем понимать свойство психических процессов, комплекс интеллектуальных и личностных особенностей индивида, способствующих самостоятельному выдвижению проблем(самоактуализации), генерированию большого количества идей и нешаблонному их решению. Одним из компонентов креативности является способность личности к дивергентному мышлению.
Существующие в настоящее время тесты позволяют диагностировать разные грани креативности: вербальный компонент, образный, эмоциональный, склонность к дивергентному мышлению. Мы считаем, что имеется возможность в процессе профессиональной подготовки студентов строительных специальностей в технологическом вузе создавать условия для развития творческих способностей. Рассмотрим эти условия в процессе изучения студентами курса высшей математики.
Нами высказана и проверяется гипотеза о том, что можно организовать более целенаправленное развитие креативных способностей студентов-строителей в процессе изучения высшей математики, опираясь на следующие принципы:
Принцип систематичности и последовательности, реализация которого позволит сформировать в мышлении студентов цельный образ математических знаний, отдельные разделы высшей математики будут выступать как части системы, а не как разрозненные темы.
Использование приема инициирования рефлексии, с одной стороны позволяет оформить математические знания в систему, с другой, активизируют творческую активность студентов.
Принцип сознательности и активности, позволяет построить обучение с использованием проблемных ситуаций и творческих заданий, имеющих практический характер, что поможет продемонстрировать нетривиальный, творческий подход к решению математических задач и стимулировать обучающихся к развитию творческой активности.
Реализация приема эскизирования (Секованов В.С.) , базирующегося на принципе наглядности при обучении, позволяет достичь более прочного освоения математических категорий и представлений, организовать творческий процесс: от наглядных представлений к аналитическому описанию, от аналитического описания к графическим образам.
Важным моментом развития познавательного интереса и стимулирования творческой деятельности является историзм при изучении естественных наук, который является реализацией принципа научности.
Использование новых информационных технологий помогает интенсифицировать и индивидуализировать процесс обучения, , вовлечь в творческий процесс студентов с преобладающими образными компонентами креативности.
ОПУБЛИКОВАНО
Егорова Татьяна Павловна Педагогические условия развития креативных способностей студентов строительных специальностей в вузе. // Современные проблемы науки и образования - 2009.-№6. (приложение "Педагогические науки"). - C. 11