PDF-версия статьи |
Одним из резервов интенсификации учебно-воспитательного процесса по иностранному языку является создание единой системы урочной и внеурочной работы по предмету. Опыт учителей свидетельствует о том, что изучение любой программной темы может быть продолжено во внеклассной работе. Внеклассные занятия обобщают изученный материал, дополняют его, демонстрируют учащимся результаты овладения языком и способствуют дальнейшему совершенствованию умений и навыков. Учителю важно выбрать те из них, которые наиболее полно помогают в решении практических, общеобразовательных и воспитательных задач и вместе с тем экономичны во времени, способствуют созданию мотивированных ситуаций речевого образца, отвечают интересам детского коллектива, удачно сочетаются со всей системой учебно-воспитательного процесса.
Система внеклассной работы по иностранному языку включает совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих организационных форм, методов и видов внеурочной деятельности, объединенных общими целями. В создании любой педагогической системы существует сложнейшая зависимость между целями, содержанием, формами и методами учебно-воспитательного процесса.
Конечные цели внеклассной работы по предмету:
1) расширить и углубить знания, умения и навыки в овладении иноязычной коммуникативной деятельностью;
2) стимулировать интерес учащихся к изучению предмета;
3) способствовать всестороннему развитию личности.
Содержание внеклассной работы по иностранному языку заключается в органическом единстве ее основных направлений:
1) прагматическом (формирование у учащихся коммуникативных умений и навыков);
2) гносеологическом (сообщение учащимся сведений о стране изучаемого языка, о событиях в мире;
3) аксиологическом (развитие у учащихся ценностных ориентаций и мотивов деятельности).
Наиболее значимые принципы внеклассной работы по иностранному языку:
1) принцип связи с жизнью;
2) принцип коммуникативной направленности;
3) принцип учета уровня языковой подготовленности учащихся и преемственности с уроками иностранного языка;
4) принцип учета возрастных особенностей учащихся;
5) принцип сочетания коллективных, групповых и индивидуальных форм работы;
6) принцип межпредметных связей в подготовке и проведении внеклассной работы по иностранному языку.
Эффективность и результативность внеклассной работы по иностранному языку находится в прямой зависимости от занимательности и новизны содержания форм и методов работы:
1) организация внеклассной работы в форме кружка иностранного языка;
2) организация внеклассной работы по иностранному языку в форме клубов:
* клубы интернациональной дружбы (КИД);
* клубы знатоков страны изучаемого языка;
* клубы любителей литературы страны изучаемого языка;
* клубы веселых и находчивых (КВН);
3) периодические формы внеклассной работы по иностранному языку:
* утренники, вечера, концерты;
* соревнования (конкурсы, олимпиады, викторины);
* недели, декады и месячники иностранного языка;
* пресс-центры (стенная печать, радиопередачи).
В планировании и проведении внеклассной работы по предмету необходимо принимать во внимание, что она значима и эффективна в том случае, если каждое ее мероприятие органически вписывается в учебно-воспитательный процесс школы. В связи с этим все проводимые в рамках системы постоянно действующие и периодические формы работы должны координироваться администрацией учебного заведения и органически сочетаться с планами работы классных руководителей, деятельностью детских и молодежных организаций школы.
ОПУБЛИКОВАНО
Волина Татьяна Ивановна Интеграция учебной и внеучебной деятельности при обучении иностранному языку.. // Современные проблемы науки и образования - 2010.-№6. (приложение "Педагогические науки"). - C. 7