PDF-версия статьи |
Хачатурова Седа Сейрановна – к.э.н., доцент каф. Информационные технологии РЭУ им. Г.В. Плеханова. E-mail: [email protected]
Экономический вуз играет существенную роль для рыночной экономики, благодаря постоянному пополнению рынка труда специалистами-экономистами.
Главная задача экономических вузов, готовящих специалистов различного профиля по экономическим вопросам, состоит в обеспечении, передаче и усвоении студентом систематизированного комплекса теоретических и практических экономических знаний, позволяющих ему участвовать впоследствии в определенном частном виде деятельности, и, в то же время, квалифицированно, со знанием дела ориентироваться в новых процессах и явлениях экономики, разбираться в экономической политике, интерпретировать содержание экономических законов, прогнозировать результаты их действия.
«Западные экономисты, особенно во второй половине ХХ столетия, активно разрабатывали новое научное направление, названное конституционной экономикой , основанное на учете влияния права на экономические процессы». «Несмотря на очевидные успехи этого направления, - отмечает доктор юридических наук, член-корреспондент Российской Академии наук Олег Кутафин, - подтвержденные несколькими Нобелевскими премиями по экономике, оно пока так и не вошло в учебный процесс, даже в западных вузах». «Существующая система правового обучения отстает от экономических преобразований, тормозит развитие и углубление экономических реформ». Проблема качества правовой подготовки специалистов-экономистов является актуальной.
В связи с этим, необходимо повышение качества процесса преподавания экономических дисциплин, включающих информацию из других областей знаний. К таким дисциплинам относятся: «Экономическое право», «Финансовое право», «Налоговое право», «Налоги и налогообложение», «Правовое регулирование маркетинговой деятельности» и другие. В структуре этих дисциплин значительное место занимает нормативно-законодательная и справочная информация: правовые акты РФ, официальные разъяснения и сопроводительные документы, судебная и правоприменительная практика, финансовые консультации и нормативы, стандарты и др. Особенностью данного комплекса учебных курсов является объединение знаний экономики и права в единый блок. На практике это проявляется в синтезе экономико-правовых знаний. Необходимость использования нормативно-законодательной информации затрудняет как процесс преподавания, так и усвоение знаний студентами, поскольку в обычных условиях на ее поиск и встраивание в структуру экономических знаний требуется значительное время. При этом правовая составляющая характеризуется с присущей ей особенностью – быстрым изменением нормативно-законодательной информации, а это требует постоянного обновления содержания экономико-правовых учебников.
В этой связи, для изучения действующих Налоговых кодексов, экономических законов необходимо использование инструментальных методов, способствующих быстрому поиску, подборке и доступу к нормативно-законодательной информации.
Несмотря на множество педагогических программных средств различного назначения - компьютерных обучающих систем, электронных учебных пособий, компьютерных средств обучения, тренажеров, деловых игр и т.д., их прямое использование не позволяет синтезировать экономико-правовые знания в единое целое.
Вследствие этого, актуальной проблемой повышения качества преподавания экономико-правовых дисциплин является разработка и организация использования инструментальных средств, облегчающих режимы поиска и использования нормативно-законодательной информации. К ним, в первую очередь, относятся инструментальные технологии, основанные на нелинейном способе (гипертекстовая интеграция) представления информации и способствующие единению разнородных баз знаний, которые позволяют сформировать синтетический предмет в целом и интенсифицировать его усвоение. В частности, высокоскоростной информационный поиск в базе данных Справочно-правовой подсистемы позволит существенно повысить точность поиска и сократит время нахождения студентами нужных правовых документов при освоении теоретического материала учебной дисциплины и при решении практических экономических задач.
ОПУБЛИКОВАНО
Хачатурова С.С. Необходимость повышения качества процесса преподавания экономико-правовых дисциплин. // Современные проблемы науки и образования - 2011.-№6. (приложение "Экономические науки"). - C. 10