Приложение к журналу
«Современные проблемы науки и образования»
ISSN - 1817-6321


PDF-версия статьи Титульная страница журнала PDF-версия статьи
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРАКТИКА ИНОСТРАННЫХ СТУДЕНТОВ В ВУЗАХ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН

Казахский Национальный педагогический университет им. Абая


Педагогическая практика студентов педуниверситета является неотъемлемой частью подготовки преподавательских кадров, способных решать актуальные задачи общеобразовательных учреждений, формировать личность, отвечающую современным требованиям общества. За 4 года студенты адаптируются к педагогической деятельности. Они овладевают многими профессиональными умениями: умением общаться с детьми и входить с ними в контакт, умением проводить уроки, разнообразные воспитательные мероприятия, проводить систематическую индивидуальную работу, проводить микроисследования, вести учебную документацию, а также многими другими навыками, которыми нельзя овладеть только в системе теоретической подготовки даже при использовании наиболее популярных методов активного обучения: ролевых игр, микроуроков и т.п., внедрения инновационных педагогических технологий в учебный процесс [1]. Полученный на аудиторных занятиях теоретический материал интенсивно применяется на практике, что способствует повышению качества подготовки специалистов. Руководитель практики обеспечивает студентов-иностранцев программой, заданиями для всех перечисленных выше видов педагогической деятельности и методическими рекомендациями по их выполнению. Кроме того, студентам даётся примерная схема составления разработок уроков по русскому языку и литературному чтению, указания к составлению отчета по педпрактике, тематического портфолио студента и т. п.

Непрерывная педагогическая практика – это часть учебного процесса в педагогических учебных заведениях, средство овладения лингвистической, социолингвистической компетенцией, формирования профессиональных умений и навыков, средство развития педагогического мышления, применения теоретических знаний в практической деятельности.

В ходе непрерывной педагогической практики происходит усложнение видов педагогической деятельности студентов, растет их самостоятельность и активность и, соответственно, меняется характер заданий. Если на 1-ом курсе задания студентам в значительной степени носят репродуктивно-обучающий характер, то теперь задания усложняются.

Цель практики – постепенное вхождение студента в ситуацию практического преподавания русского языка.

В задачи непрерывной педагогической практики включаются: 1) воспитать у студентов устойчивый интерес и положительное отношение к профессии учителя русского языка; 2) ознакомить будущего учителя с реформированием современной системы образования и созданием ее национальной модели; 3)вооружить студентов педагогическими и первоначальными исследовательскими умениями и навыками [2].

Исходя из данных позиций и учитывая специфику подготовки будущего учителя-русиста, непрерывную педагогическую практику студентов планируют следующим образом: ознакомительная практика студентов с деятельностью педагогического коллектива школы. Практике предшествует курс «Педагогика школы», где студенты подробно изучают современную систему образования и ее национальную модель.

Практика проходит в средней школе, где студенты знакомятся с деятельностью педагогического коллектива средней школы, изучают методы педагогического исследования, знакомятся со школьной документацией, изучают структуру педагогической деятельности учителя русского языка и литературы. Значительное место занимают задания мотивационно-ориентировочного характера, создающие у будущих социальных педагогов профессиональные установки [3]. Система заданий предусматривает взаимосвязь следующих их видов: мотивационно-ориентировочного характера, в процессе выполнения которых студенты осознают личностную значимость профессионально-педагогических умений и навыков, актуализируют и синтезируют психолого-педагогические знания, которые станут научной основой их практической деятельности; операционально-содержательного характера, когда студенты овладевают комплексом методов изучения учащихся и коллектива, организации педагогической деятельности; контрольно-закрепляющего характера, осуществляется контроль и самоконтроль за результатами деятельности.

Эта система заданий развивается и усложняется от курса к курсу в зависимости от целевых задач каждого этапа педагогической практики.

Литература

1.Александрова Г. П. Успешная практика. НовГУ, 2005.

2. Батурина Г. И., Кузина Т. Ф. Введение в педагогическую профессию. – М.: Akademia, 1999.

3. Гребенюк О.С., Гребенюк Т.Б. Основы педагогики индивидуальности. Калининград, 2000.


ОПУБЛИКОВАНО

Бегалиева С.Б. ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРАКТИКА ИНОСТРАННЫХ СТУДЕНТОВ В ВУЗАХ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН . // Современные проблемы науки и образования - 2011.-№6. (приложение "Педагогические науки"). - C. 26